Грехи против ближнего

Как правило, происходят от недостатка любви к ближнему,
от нерадения о его спасении, от злобы, ненависти или бесчувствия к нему.

Согрешил неимением любви к ближнему, в том числе: нетерпением, немилосердием, эгоизмом, мнительностью, ревностью, подозрительностью нрава, непостоянством в отношении к ближним.
Подозрительность - тяжелый грех, указующий на нехристианское устроение души человека. Христианин во всех жизненных обстоятельствах всегда должен в отношениях с ближними ставить себя низко, а всех других - высоко, и потому рассматривать поступки людей - и их мотивы с лучшей стороны. Таков мирный дух.
Согрешил неимением дел любви и не понуждением себя на них, в том числе: не посещал больных, заключенных, не помогал нуждающимся, скупился на милостыню, осуждал нищих, не утешал скорбящих, не защищал невинных людей и правого дела, не хотел пожалеть ближнего, уступить ему, услужить.
Дела любви должны совершаться не по самоизмышлению (самодельный крест), а там и тогда, когда Господь через сложившиеся жизненные обстоятельства нас к тому призывает.
Уделять посильную (хоть копейку) толику нищим мы обязаны всегда невзирая на лица. Если же есть возможность благотворить существенным образом, то мы это должны совершать с рассуждением, стремясь понять, какова на то воля Божия, с серьезным рассмотрением, на что и кому мы жертвуем средства и как они будут использоваться.
Согрешил нерадением о спасении ближнего, в том числе хладностъю и забывчивостью в молитвах за ближнего.
Нерадение о спасении ближнего. В каждом человеке нужно видеть прежде всего его бессмертную душу, а не только тленную плоть, и отношения с нашим ближним строить так, что бы способствовать укоренению его души в вечной жизни.
Согрешил не почитанием родителей, в том числе: не смирялся перед родителями, не оказывал им должного уважения и внимания, гневался, кричал, поднимал руку на них, не заботился, не покоил их старость и т. д.
Не почитание родителей - нарушение пятой заповеди закона Божия: "Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе" (Втор. 5, 16). Но почитание родителей не должно отодвигать на второй план почитание Бога: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня" (Мф. 10, 37).
Согрешил не почитанием старших.
Согрешил не воспитанием детей в православной вере, не заботился о подчиненных и зависимых от меня людях.
По учению Церкви, родители на Страшном Суде Божием ответят перед Богом за то, как они воспитывали своих детей. Поэтому христианское воспитание детей - это и вопрос спасения души самих родителей. Верующие родители должны как можно раньше крестить своего ребенка и с того времени ходить с ним в церковь, регулярно причащать его, с младенчества молиться о нем и при нем вслух, в свое время обучить его молитвам и основам веры. Главное - своей душой, своим примером, "иерархией ценностей" в своей жизни привить ребенку христианское мировоззрение и соответствующее устроение души.
Согрешил вольным или невольным убийством, в том числе абортами, это касается всех к ним причастных, членовредительством, рукоприкладством, в том числе: согрешил действиями, которые вольно или невольно привели к прерыванию беременности, выкидышу или какому-либо ущербу здоровья плода.
Аборты - смертный грех убиения невинного младенца. Церковь не различает, на какой стадии развития младенца была уничтожена его жизнь (зародыша или плода), ибо жизнь и бессмертная душа даруется человеку Господом с момента зачатия. Для суда Божия нет различия в том, ходила ли женщина в больницу "делать операцию" или, к примеру, закопала новорожденного младенца в саду, объяснив это тем, что позора стыдится, или зарплата маленькая и жилплощадь не позволяет, и т.п. За грехом аборта неизменно следует наказание Божие, и не только в будущей жизни, но и в настоящей: бесплодие, болезни, скорби, особенно в старости. По канонам Церкви, причастных к аборту следует на многие годы извергать из Церкви до полного покаяния и искупления. Имеющие на совести такой тяжкий грех должны покаяться в нем от всего сердца, твердо обещать Господу не только самим более никогда его не совершать, но всячески удерживать от него окружающих, и, исповедовавшись в этом грехе перед священником, принять от него епитимью (церковное наказание) во искупление сего смертного греха.
Членовредительство - вольное или невольное нанесение себе или другим увечий.
Согрешил жестокостью к животным или же страстной привязанностью к животным.
Жестокость к животным. Человек творит грех, если жестоко бьет и мучает животных, издевается над ними, не создает им нормальных условий для жизни.
Страстная привязанность к животным нарушает естественное, Богом заповеданное отношение между человеком и животными (о которых надо заботиться и жалеть их) и повреждает отношение человека к другим людям и к самому себе, да и вредна для самих животных.
Согрешил ненавистью и злобой, зложелательством, зловоздаянием (Зловоздаяние - мстительность.); злорадством.
Согрешил гневом, в том числе вспыльчивостью.
Согрешил проклинанием.
Проклинание (проклятие) - грех призывания на ближнего сатанинских сил. При этом наносится великий ущерб ближнему (особенно в том случае, когда этот ближний находится в духовной зависимости от проклинающего его - как, например, ребенок от родителей). Но проклинающий и сам неизбежно попадает в зависимость от нечистой силы, становится ее "законной" (ибо сам ее призвал) жертвой.
Согрешил непримиримостью, в том числе злопамятностью, нежеланием смирить себя перед ближним.
Согрешил нанесением оскорблений, в том числе поношением, злословием.
Согрешил раздражительностью, в том числе прекословием, укорением, упрямством, спорливостъю, пристрастностью.
Пристрастность - предвзятость, необъективность, "двойная мерка" в отношениях с людьми.
Согрешил клеветой, сплетнями. Согрешил завистью.
Согрешил ложью в том числе лукавством, лицемерием, хвастовством.
Согрешил осуждением.
Осуждение - чрезвычайно широко распространенный и в то же время крайне слабо осознаваемый грех. Обмирщвленное сознание считает не только позволительным, но и необходимым иметь на все суждение (как правило, носящее осудительный характер). При этом упускается из вида не только крайняя субъективность любого индивидуального суждения, но и прямой запрет Господом греха осуждения, неоднократно повторенный в Евангелии. Так, в Нагорной проповеди Христос непосредственно связывает помилование Богом каждого человека с неосуждением им других людей: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы" (Мф.7, 1-2). В осуждении сплетаются несколько грехов: и грех гордости (несмирения), и грех нелюбви к ближнему, и, наконец, похищение Божественного права суда, ибо только Творец имеет право судить Свое творение: "Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?" (Иак. 4, 12).
Согрешил лицеприятием: человекоугодием, лестью.
Человекоугодие - преклонение или страх перед "сильными мира сего", корыстное желание угодить им с целью получения каких-либо благ или привилегий.
Согрешил поведением, соблазняющим окружающих, в том числе желанием страстно нравиться (Нравиться из тщеславного желания внимания к себе или из желания блудного прельщения.), прельщать или смущать окружающих.
О соблазнителях и соблазнах в Библии сказано: "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит" (Мф. 18, 6-7).
Согрешил вольностью и дерзостью в обращении с людьми, в том числе: наглостью и бесчувственностью, издевательством и насмешками, бесстыдством.
Согрешил страстным любопытством, подглядыванием и подслушиванием за людьми, желанием узнать чужие грехи и тайны).