Кандидат от партии туманов

http://www.2000.net.ua/a/64827
№44 (483) 30 октября - 5 ноября 2009 г.   

23 октября на XII съезде Партии регионов Виктор Янукович был официально выдвинут кандидатом в Президенты Украины. Об организации и атмосфере мероприятия, проходившего в Международном выставочном центре в Киеве, читайте в материале Константина Широцкого «Янукович и «Изабелла». Здесь же хотелось бы остановиться на речи лидера ПР по случаю выдвижения его кандидатом в президенты. Ведь подобные выступления принято рассматривать в качестве программных.
Пожалуйста, см. фоторепортаж Виталия СИЧНЯ
Перед тем как прослушать и проанализировать нынешний спич Виктора Федоровича, во второй раз баллотирующегося на президентский пост, я перечитал его речь от 4 июля 2004-го, зачитанную с телесуфлера в Доме культуры «Днепрспецсталь» в Запорожье (именно там в прошлый раз выдвигали в кандидаты лидера «регионалов»). Мне захотелось сравнить, чем отличается «выдвиженец» Янукович образца 2004-го от Януковича-2009 — как изменились его умонастроения, тезисы, планы и в целом политический образ лидера ПР — кандидата в президенты. Трансформация весьма значительная и, на мой взгляд, далеко не в лучшую сторону.
В 2004-м Янукович представал как волевой и решительный политик, излучающий уверенность в собственных силах: «Я не звик програвати. Якщо я йду на вибори, то я йду з певністю в перемозі».
За истекшие пять лет «програвати» стало привычным для Виктора Федоровича. Поэтому ныне он больше рассчитывает не на собственные силы, а на то, что «Бог не забув про Україну». Если в 2004-м он шел с безапелляционной «певністю в перемозі», то теперь с верой, что Бог не оставил Украину «без своєї опіки і ласки, і допоможе доброму і працьовитому народові, який гідний кращої влади». Очевидно, свои настроения Янукович подспудно распространяет и на соратников, которым вместе с ним довелось терпеть многочисленные политические неудачи, поэтому теперь он взывает: «Я закликаю вас вірити у перемогу нашої спільної справи». И его «закликаю» звучит как «заклинаю».
В 2004-м Янукович рубил: «Я не прийняв би рішення брати участь у президентських виборах, якби не відчував, що у мене для виконання всіх президентських завдань є необхідний досвід, характер і воля». В 2009 г. о своих характере и воле Виктор Федорович речь не заводил, ограничившись тем, что «сили, досвід, відповідальність у мене є». При этом если пять лет назад он давал понять, что страна и народ могут опереться на него как на волевого и решительного лидера, то теперь сам ищет опоры: «Але вивести Україну з хаосу, беззаконня та економічної руїни я зможу лише за підтримки мільйонів наших співвітчизників».
В 2004-м Янукович представал как человек слова. В ходу, как все, очевидно, помнят, было выражение «Донбасс порожняк не гонит», отобразившееся в речи по случаю официального выдвижения в следующей фразе: «Мене часто обвинувачують у максималізмі, але ніхто ще не обвинувачував в тому, що я будь-коли не виконав свої зобов'язання».
В этот раз Виктор Федорович о невыполненных обещаниях не смел даже заикнуться. Видимо, потому, что избиратели, из года в год голосовавшие за него и возглавляемую им партию, неоднократно обманывались в своих ожиданиях и могут предъявить немало претензий на предмет непоследовательности и беспринципности, бесхребетности и соглашательства, неисполнения данных обещаний.
Выступление Януковича в 2004-м — это самоанализ, самокритика, вполне конкретные, а главное, реалистичные планы на будущее. Тогда речь лидера ПР была построена по принципу: за меня говорят мои дела, мои собственные успехи и достижения. Ибо, как вполне справедливо заявлял он пять лет назад, «перемогти неможливо без абсолютно тверезої оцінки і того, що зроблено, і того, що має бути зроблено». И значительная часть его выступления была посвящена именно трезвому анализу и оценкам того, что было сделано им и его командой. Разбирая собственные ошибки, промахи, недостатки, Виктор Федорович мог даже спросить «у себе, у вас, своїх друзів» — «нам з вами не соромно?».
23 октября на самоанализ не было и намека. Конечно, в этот раз Янукович предстал не как выдвиженец от партии власти, а как оппозиционер. Однако оппозиционная деятельность — это тоже работа, которая должна быть направлена на защиту интересов избирателей, отдавших свои голоса за партию и ее лидера. Как Янукович и ПР отстаивали интересы своих избирателей? В чем, по мнению лидера, достигли успехов? Где потерпели неудачи? Что стало причиной? Какие ошибки были допущены? Какие выводы сделаны на будущее? Ничего этого не прозвучало. Превалировал иной принцип: я хороший, потому что «оранжевые» — плохие.
Озвученные Януковичем предвыборные тезисы действительно, как отметил К. Широцкий, напоминали пятилетней давности ющенковские «10 кроків назустріч людям» да тимошенковский «Украинский прорыв» в придачу. Чего только ни наобещал кандидат в президенты Янукович! И «підняти рівень життя українців до європейського», и «зробити так, щоб через десять років нас, мешканців України, було принаймні 50 мільйонів», и «перехід на контрактну армію та скасування строкової служби», и даже дал людям гарантии, «що їхні заощадження будуть їм повернуті». И много-много другого.
В 2004-м чудеса обещал Ющенко, в 2007-м — Тимошенко, теперь и Янукович решил попробовать себя в данном амплуа.
И все это под аккомпанемент упреков, и вполне справедливых, в адрес действующей власти, которую он раз за разом называл «безвідповідальною». Но чем он лучше, если раздает столь же заведомо невыполнимые обещания? А то, что посулы нереальны, очевидно любому здравомыслящему человеку. Разве это ответственная линия поведения? Посему Виктору Федоровичу уже сейчас можно начинать готовиться выслушивать те же претензии, которые теперь предъявляет он политическим конкурентам. Лидер ПР, поднимая планку ожиданий, должен отдавать себе отчет, что тем сильнее будут и разочарования населения в нем. Падать будет больнее.
В своем выступлении Янукович ни словом не обмолвился о системе координат, в которой он намерен реализовывать те обещания, которые раздает как кандидат в президенты. Какой ему видится Украина — президентской республикой или парламентской? Как должны быть распределены полномочия и ответственность в «треугольнике» президент — парламент — правительство?
В то же время спустя несколько часов после кандидатского спича в Международном выставочном центре лидер ПР принимал участие в политическом ток-шоу на телеканале «Интер», где заявил, что в ближайшее время никаких изменений к ныне действующей Конституции (соответственно перераспределения ролей в вышеозначенном «треугольнике»), по его мнению, быть не должно: «Безусловно, оставлять это (конституционную реформу) на таком уровне, как это было сделано тогда, нельзя. Но это нельзя делать именно сейчас. Это надо делать, и мы к этому подойдем, когда мы преодолеем кризис, когда начнет расти экономика. Нам хватит сейчас тех полномочий, которые есть».
Т. е. Янукович, буде ему посчастливится выиграть президентские выборы, намерен руководствоваться положениями нынешнего Основного Закона. Но тогда возникает закономерный вопрос: знаком ли Виктор Федорович или те, кто сочинял ему предвыборную программу и «выдвиженческий» спич, с нормами Конституции? Должны бы. Адекватные ли задачи и планы ставит перед собой кандидат в президенты Янукович? Очевидно, нет.
К примеру, он пообещал: «відмовитися від ручного управління економікою, бюджетом»; «зменшити податки, найбільш суттєво — втричі — для підприємств, на яких створюються нові робочі місця та запроваджуються нові технології. Я дам податкові канікули на 5 років для усього малого бізнесу»; «звільню малий бізнес від плати за реєстрацію та видачу усіх дозвільних документів»; «у банківській сфері буде розблоковано кредитування та понижено процентні ставки для підприємців і усіх галузей економіки»; «низку заходів, покликаних підтримати гірничо-металургійний комплекс та сільське господарство»; «селяни отримають компенсації за кредити і дотації на виробництво тваринницької продукції»; «боротьба з безробіттям. Ми, як я вже казав, створимо нові робочі місця»; «захистимо тих громадян, які потерпіли від кризи, взявши валютні кредити»; «я забезпечу поетапне збільшення обсягів бюджетного фінансування системи охорони здоров'я до рівня 10 відсотків ВВП»... И т. д.
Но все эти вопросы не входят в компетенцию президента. Это сфера ответственности правительства и парламента. Или Виктор Федорович собрался наследовать своему предшественнику в деле грубого попрания конституционных норм? Но тогда это не вяжется с его обещанием восстановить законность в стране, «демонструючи власним прикладом повагу до букви і духу закону».
Скажем, когда лидер ПР обещает в корне изменить внешнюю политику — «Я дам Україні нову зовнішню політику. Україна буде позаблоковою державою. Нова зовнішня політика буде ґрунтуватися на національному інтересі. Відновлення багатополюсного світу і формування нового міжнародного порядку вимагає від України створення неконфліктного зовнішньополітичного клімату», — здесь можно не только поддержать его намерения, но и расценить их как вполне реализуемые.
Хотя и в этом случае для утверждения внеблоковсти де-юре не обойтись без парламента. И с точки зрения кандидата в президенты — противника втягивания Украины в Североатлантический альянс было бы уместнее заверить, что одним из первых своих указов назначить дату референдума по НАТО и ЕЭП согласно собранных 4,5 млн. подписей граждан. К сожалению, Янукович этот вопрос не прояснил — есть ли у него в планах данный референдум? Но так или иначе, президент действительно в состоянии, согласно своим полномочиям, кардинально скорректировать внешнеполитическую линию.
Так вот, возвращаясь к неконституционным по сути планам лидера ПР, остается только предположить, что нынешний кандидат Янукович не озвучивает свои истинные желания, поскольку вознамерился реализовать «хрустальную мечту» всего президентства Ющенко — отмену политреформы 2004 г. с возвратом президенту «сильных» полномочий. Но это, с одной стороны, труднореализуемо и, вне сомнения, приведет к политической дестабилизации в стране. С другой — не отвечает той линии, которую проводили Янукович и ПР все предшествующие годы, ратуя за парламентскую республику.
Но противоречия не только по части несоответствия амбиций и аммуниции — масштабных планов и намерений с конкретными конституционными полномочиями и возможностями, в которых предстоит действовать будущему президенту (о противодействии политических оппонентов, что подразумевается априори, я вообще в данном случае речи не веду). Есть нестыковки и другого рода, свидетельствующие либо о бессистемности подходов к составлению программы, либо о том, что программу (т. е. обещания и посулы — населению, бизнесу и т. д.) в реальности никто и не собирается воплощать в жизнь.
Еще в 2005 г. приходилось обращать внимание на системные противоречия в действиях «оранжевых». С одной стороны — декларации о намерениях защищать украинского товаропроизводителя, создавать по миллиону высокооплачиваемых рабочих мест в год, бороться за возвращение в страну «заробітчан», с другой — курс на ускоренное вступление в ВТО (и «сближение с Европой»), в рамках которого тотально обнулялись импортные пошлины и происходило всемерное открытие украинского рынка для иностранных производителей. Последнее разоряло национального производителя и блокировало процесс создания новых рабочих мест.
Лидер ПР пеняет «оранжевым»: «Влада знищила вітчизняного виробника, відкривши кордони для неякісного імпорту. І тепер ми завозимо те, що колись експортували. Навіть сало та цукор. Не кажучи вже про всі інші предмети першої необхідності». Очевидно, Янукович запамятовал, что ПР не только не препятствовала присоединению Украины к ВТО на тех унизительных условиях, на которых оно происходило, но зачастую голосовала в поддержку законопроектов, навязываемых стране в качестве условия для вступления. При премьере Януковиче была подписана значительная часть протоколов в рамках процесса присоединения к ВТО. Вообще из всех парламентских фракций только КПУ жестко противодействовала тому невыгодному для Украины процессу — вплоть до блокирования ВР.
Ныне Янукович, как прежде Ющенко и Тимошенко, обещает «підтримку вітчизняному виробникові», «нові робочі місця» и создание условий, «щоб поверталися додому ті наші співвітчизники, яких важке життя погнало на заробітчанство». Но хотелось бы знать — как и за счет чего это будет происходить?
Например, если в программе Петра Симоненко, также обещающего защиту национального производителя и решение проблемы безработицы, сказано: «буде... переглянуто укладені нинішнім режимом нерівноправні міжнародні угоди, що роблять беззахисним вітчизняного виробника. Зокрема, угоди із Всесвітньою торговою організацією», — то понятны предпосылки к реализации его обещаний. Точно так же, как заявленный лидером КПУ пересмотр соглашений с ВТО создает основу для возврата к идее ЕЭП с Россией, Беларусью и Казахстаном. Но кандидат в президенты Янукович тему отношений с ВТО не затрагивает, о пересмотре соглашений речь не заводит — очевидно, сие в его планах отсутствует... К слову, о ЕЭП Виктор Федорович тоже умолчал. Вместо этого он предложил какой-то маловразумительный прожект под названием «спільний ринок між Євросоюзом та СНД».
Есть вопросы и ко многим другим тезисам из «стартового» выступления Януковича. Он заявил: «Запорука порятунку української держави — в усуненні великого розколу, створеного «помаранчевими» — розколу між народом і владою, коли влада живе в благополучній, багатій, пільговій країні, а народ живе за кордоном бідності». Но разве этот раскол только между властью и народом? Только власть «живе в благополучній, багатій, пільговій країні» на фоне народа, прозябающего за чертой бедности? А как насчет пропасти между народом и олигархами, в т. ч. из Партии регионов, которые при «оранжевом» режиме удвоили-утроили свои состояния?.. Впрочем, от Виктора Федоровича вряд ли стоило ожидать антиолигархической революции.
Невразумительно, если не сказать — подозрительно туманно высказался Янукович о том, как будут решаться при его президентстве гуманитарные проблемы. Государственный статус русскому языку лидер ПР в этот раз не обещал, равно как и восстановления исторической правды после пяти лет масштабных фальсификаций, проводившихся «оранжевым» режимом. Непонятно, какова будет его линия в вопросе противодействия (будет ли вообще противодействие?) героизации бывших нацистских прислужников.
Янукович сказал: «Я об'єднаю українське суспільство. Як президент держави, я забезпечу законодавче закріплення за регіонами права проводити самостійну гуманітарну політику. Центральна влада не буде вказувати з Києва, якою мовою повинні спілкуватися вчителі і учні під час шкільних перерв. І «родная речь», і рідна мова будуть однаково пошановані в Україні і матимуть однакові права. Влада з Києва не буде диктувати місцевим громадам — до підніжжя яких пам'ятників покладати квіти. Це регіони будуть вирішувати самі».
Относительно позиции Януковича по русскому языку, создается впечатление, что лидер ПР ограничится реализацией положений Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, возможно, принятием ряда законов, способствующих свободному использованию русского языка на региональном уровне. Как будут решаться языковые вопросы на общегосударственном уровне (например, восстановит ли русский язык свои позиции в общенациональном телеэфире) — не объяснил. Или предпочел не касаться этой темы.
Но куда более странным выглядит его намерение отдать на откуп «місцевим громадам — до підніжжя яких пам'ятників покладати квіти». Ведь это означает, что лидер ПР не против установки памятников Бандере, Шухевичу, «воякам» ОУН—УПА, «дивізійникам» из СС «Галичина». По сути это ползучая реабилитация бандеровцев и прочих нацистских приспешников — как говорят, не мытьем, так катаньем. Если государство не препятствует установке подобных памятников во Львове, Ивано-Франковске, Тернополе и т. д. — разве это не государственное признание де-факто?
Непонятно, как это коррелирует с инициативами, исходящими из рядов Партии регионов о запрете подобной пропаганды. Не далее как 22 октября депутаты-«регионалы» Д. Шенцев и О. Царев презентовали законопроект «Об основах предотвращения и противодействия пропаганде нацизма и фашизма в Украине». В ходе пресс-конференции они перечислили коллаборационистские организации, подпадающие под действие закона: Организация украинских националистов, Украинская повстанческая армия, 14-я гренадерская ваффен-дивизия СС «Галичина», батальоны «Нахтигаль» и «Роланд», Киевский курень, Буковинский курень.
Ранее «регионал» Колесниченко зарегистрировал проект закона «Про заборону реабілітації та героїзації фашистських колабораціоністів 1933—1945 рр.», статья 4 которого гласит: «Обов'язок протидії державних органів пропаганді фашизму.
Органи державної влади, органи місцевого самоврядування та їх посадові особи у відповідності до своєї компетенції зобов'язані протидіяти будь-яким формам реабілітації та героїзації фашизму.
Органи державної влади, органи місцевого самоврядування та їх посадові особи співпрацюють з громадянами та їх об'єднаннями, що протидіють реабілітації та героїзації».
Обращаю внимание — органы государственной власти должны противодействовать «будь-яким» формам реабилитации и героизации фашизма!
Но ведь памятники (чем, понятно, дело не ограничится, будут и другие мероприятия в этом русле) — как раз одна из наиболее эффективных форм популяризации и прославления ОУН—УПА, СС «Галичина», Бандеры, Шухевича, Бульбы-Боровца! Так о чем в таком случае говорит кандидат в президенты от ПР как не о допустимости дальнейшей фашизации страны?
Или представители Партии регионов выдвигают данные законопроекты только в качестве предвыборного политтехнологического трюка?
Сергей ЛОЗУНЬКО