Пир во время чумы

http://www.komunist.com.ua/article/27/10337.htm
30/10/09 16:29

     
«Ну-ка, все вместе
Уши развесьте!
Лучше по-хорошему
Хлопайте в ладоши вы!»

Лично для меня аксиома о том, что за музыку платит тот, кто её заказывает, потеряла смысл. В свете последних решений талантливых пиар-технологов нашего креативного премьер-министра за музыку должен платить тот, кто музыку эту слушать не хочет. Наверняка и не станет, но заплатить все равно придется. Это предложение из разряда тех, от которых нельзя отказаться.
12 сентября на Майдане стартовал всеукраинский тур звезд нашего, так сказать, шоу-бизнеса под названием «С Украиной в сердце». Его цель — поддержка Юлии Тимошенко на предстоящих президентских выборах, создание ее положительного имиджа, реклама «Юли» как качественного, необходимого товара.
Сам по себе этот ход далеко не нов: Ельцина проталкивали на второй президентский срок его пиар-технологи тоже при помощи музыкантов. «Голосуй, или проиграешь!» — под таким лозунгом колесили по городам и весям необъятной России-матушки в 1996 году российские артисты. Лозунг и акценты этой предвыборной кампании, в свою очередь, тоже были, мягко говоря, позаимствованы с предвыборного шоу Билла Клинтона 1992 года: «Choose or lose — выбирай или проиграешь». Средства те же — телевидение и звезды эстрады. Некоторые российские музыканты, принимавшие участие в том знаменитом ельцинском туре, стыдятся об этом говорить. Некоторые наоборот — охотно вспоминают о том времени, хвастаясь, что оно было для них золотым. В прямом смысле слова. Они просто «озолотились».
На прошлых президентских выборах в Украине Виктор Янукович тоже не упал лицом в грязь. Он в полной мере эксплуатировал админресурс, устраивая шумные концерты с участием украинских и российских звёзд в свою поддержку. Использовал при этом все возможные средства массовой информации и рекламы. За что был гневно осужден своими противниками — Тимошенко и Ющенко. Сегодня власть поменялась, и бывшие оппозиционеры совершенно не гнушаются методами политического противника. Как пел в своей бессмертной композиции лидер группы «Queen» Фредди Меркьюри — «Шоу должно продолжаться!»
«За чей счет банкет?» — это первый вопрос, который возник в моей голове после просмотра рекламного ролика о предстоящем всеукраинском туре. Возник он неспроста. Бигборды «Вона працюе!» — удовольствие не из дешевых. А если учесть, что ими оклеена вся страна? Сумма выходит приличная, не так ли? Юлия Владимировна утверждает: это — социальная реклама. Но только дураку не ясно, что это — самореклама за государственный счет. Самореклама при помощи наших доморощенных звезд выльется Украине в сумму просто астрономическую. По сравнению с ней расходы на изготовление и размещение «социальных постеров» выглядят смешными и копеечными.
Пресс-атташе тура Сергей Ковальчук заявил, что акция «С Украиной в сердце» — социальная инициатива, направленная на поддержку действий нынешнего премьер-министра. Мол, музыкантов объединяет одно — бескорыстная и светлая идея показать народу Украины правильность политического и экономического курса Юлии Владимировны. Ковальчук также сказал, что для музыкантов это прекрасная возможность в будущем развивать их карьеру. Музыканты твердят то же самое.
О ком идет речь? О самодеятельных начинающих коллективах или о «монстрах» украинской эстрады, которые уже давно ни в какой рекламе не нуждаются? Ани Лорак, Наталья Могилевская, Руслана, Александр Пономарев, Ирина Билык — их гастрольные поездки расписаны на несколько месяцев вперед. Их гонорарам завидуют многие западные звезды эстрады. Ковальчук утверждает, что каждый из артистов-участников тура будет давать в рамках тура всего-то пару концертов в неделю. Всего-то? Какая малость!
На мой взгляд, существуют три основных варианта привлечения звезд эстрады к участию в подобном туре. Первый — принуждение. Его я отметаю. Артисты — это всё же не госслужащие.
Второй — обещание золотых гор. Например, на прошлых президентских выборах Руслана Лыжичко и Славик Вакарчук благодаря своему чутью отхватили по депутатскому креслу. Лорак и Могилевская напротив — остались в пролете лишь потому, что поддерживали своим пламенным творчеством Виктора Януковича. Теперь — наоборот. Но уверяю вас, что ни те, ни другие на щедрость своих работодателей не жаловались. Поэтому третий вариант привлечения звезд эстрады в подобные туры самый верный и самый банальный — хорошие деньги.
Игорь, директор одного из концертных агентств, пожелавший не афишировать его название, комментируя акцию «С Украиной в сердце», смеясь, говорит: «О какой благотворительности может идти речь? В подобные туры артисту не так-то просто попасть, и они очень щедро финансируются. За место под солнцем идет нешуточная конкурентная борьба. Это отличный способ приличного заработка как для артиста, так и для госчиновника, который занимается выделением бюджетных средств для подобных мероприятий. Система отката в национальном шоу-бизнесе работает так же идеально, как и во всех остальных видах украинского бизнеса. Когда я слышу о бескорыстности Потапа или Могилевской, мне просто хочется плакать от умиления. Хотя я их прекрасно понимаю — слишком много вложено сил и средств, личных и продюсерских, в раскрутку собственных брендов. Как говорится, бизнес, и ничего личного. Так что можете мне поверить — «на шару» ни один из участников этого тура работать не будет».
Чтобы я понял, о каких суммах идет речь, Игорь приводит в пример стоимость стандартного выступления Русланы — это 25 тысяч евро. «Плюс дорожные расходы, оплата гостиничных номеров всего творческого коллектива звезды (шоу-балет, музыканты, костюмер, звукорежиссер, осветитель, директор), питание и т.д. Все это называется бытовой райдер. Есть также райдер технический. Он включает в себя требования по качеству и возможностям предоставляемой аппаратуры. Комплект звука со светом и сценой сейчас рассчитывается по схеме — одна тысяча гривен за один киловатт звука. Для уличных выступлений необходимо минимум киловатт тридцать. Берите калькулятор. Впечатляет? Понятно, что оптом звезды стоят дешевле. На сколько, точно не скажу. В любых рыночных отношениях существует индивидуальный подход — можно поторговаться. Также понятно, что не каждый артист из списка всеукраинского тура получает такие гонорары. Самые низкооплачиваемые «ТИК» и «Мед Хедс ХL» — примерно по две тысячи евро за каждого. Самые дорогие — Лорак, Потап и Настя, Билык, Могилевская: от 20-ти до 45-ти тысяч евро. В любом случае один из концертов тура обойдётся примерно в 30 тысяч евро. Сколько их будет всего проведено по Украине? Думаю, не меньше ста. Ни много ни мало получается — около 30-ти миллионов гривен. Это по скромным подсчетам».
В 2009 году расходы 7 бюджетных программ по реализации государственной политики в вопросах семьи, молодежи, женщин и детей составили 82,2 миллиона гривен.
«В этом бюджете (на 2010 год) нет возможностей, так как иногда бывает в парламенте, заниматься махровым предвыборным популизмом», — заявила недавно Тимошенко. Для кого таких возможностей нет — уточнить забыла, но явно себя в виду не имела.
Понятно, что потоки финансирования тура «С Украиной в сердце» не афишируются, остаётся только догадываться, по каким схемам оно происходит. Но смело можно сказать одно: за музыку, в любом случае, придется заплатить всем гражданам Украины. Так называемый социальный проект, на мой взгляд, является скорее «антисоциальным». Устраивать дорогостоящие праздники в стране, где социальная защита населения находится на одном из самых низких уровней в мире, под лозунгом «социальности», по меньшей мере, аморально.
О вкусах, конечно, не спорят, но скажу, что в творчестве артистов — участников тура нет и малейшего намека на социальность: «Пырышки — пупырышки», «Любовь — морковь», «Дикие танцы» и т.д. — основные темы песенного репертуара этих исполнителей.
Почему же молчит артистический авангард Януковича? Или на сей раз Виктор Фёдорович приготовился только слушать, о чём уже заявил на всю страну с красочных плакатов. Думаю, что мало кому из политиков хочется финансировать подобные концерты из собственного кармана. Лучше пустить эти средства на более результативные вещи: например, непосредственно на подкуп избирателя — килограмм гречки, бутылка водки, просто сто гривен…
Предвыборная вакханалия только началась. Пир во время чумы еще не в разгаре. Что будет дальше? Пока — неизвестно. Но то, что негативные последствия праздника непременно наступят, ясно уже сейчас. Социальный «бодун» всегда приходит после бурного политического веселья.

Автор: Павел ОРЕЦ