Обсуждаем президентский проект Конституции

http://www.2000.net.ua/f/64967 http://www.2000.net.ua/f/64967

Какой же депутат без золотого запаса?

Что такое закон? Зачем он нужен? Формулировок термина «закон» множество.
Мне нравится неакадемическое определение: закон — это общественный договор или общественное соглашение. Это определение показывает, что не государство главное (государства могут быть и диктаторскими), а общество.
Идем дальше. Кто имеет право вырабатывать и навязывать обществу правила?
Понятно, что само общество, то есть люди, которые это общество составляют. По крайней мере так гласит демократия.
Но все люди, в нашем случае живущие на территории государства Украина, чисто технически не могут собраться и создавать для себя законы. Поэтому они избирают представительский орган — парламент, то есть Верховную Раду.
Общество у нас далеко не однородное. В этом случае что должен представлять собой парламент? Кто должен в нем заседать? Все ли слои общества должны быть представлены в парламенте? А может, писать законы для всего общества должны лишь очень имущие?
И тут возникает ключевой вопрос: все ли люди равны между собой, все ли должны иметь одинаковые шансы попасть в парламент? Может, среди нас ходят особи равнее остальных?
А теперь посмотрим, что нам предлагает наш президент.
«Ст. 6. Український народ є єдиним джерелом влади в Україні. Народ здійснює владу безпосередньо і через державні органи та органи місцевого самоврядування.
Право визначати і змінювати конституційний лад в Україні належить виключно Українському народові і не може бути узурповане державою, її органами або посадовими особами.
Ніхто не може узурпувати владу в державі.
Ст. 24. Усі люди від народження є вільними і рівними у своїй гідності та правах. Права і свободи людини є невідчужуваними та непорушними.
Ст. 27. Громадяни мають рівні конституційні права і свободи.
Не може бути привілеїв чи обмежень... майнового стану...
Ст. 43. Громадяни мають право... вільно обирати і бути обраними...»
Видите, как все красиво? Да только неясно, что значит термин «народ». Поэтому неясно, представители народа заседают в ВР или от имени народа там заседают его угнетатели. Именно для последнего случая и создана ющенковская конституция.
Реклама этого проекта вдалбливает в наши головы словосочетание «открытые списки». В самом проекте этих слов нет. Тем более нет их разъяснений. Поэтому я популярно растолкую их смысл.
Допустим, в выборах участвуют 20 партий и блоков. Если вы думаете, что вам дадут 20 свитков, в каждом из которых 300 фамилий, то ошибаетесь.
Если вы думаете, что будет один свиток с названиями партий, а вы вместо галочки будете ставить номер понравившегося кандидата от любимой партии, то это вторая ваша ошибка.
Все будет проще. Сейчас Украина разбита на 225 избирательных округов. По президентскому проекту, возможно, их будет 300. На своих съездах партии и блоки выдвинут кандидатов в этих округах. Повлиять на этот расклад избиратели смогут так же, как сейчас влияют на закрытые списки, то есть никак. Эти вопросы будут решать те же лица, что и сейчас решают. В бюллетене будет 20 кандидатов по вашему округу с указанием, кто какой партией выдвинут.
То есть президент предлагает ту же мажоритарку, что была раньше, только не будет самовыдвиженцев. Все кандидаты будут выдвинуты партиями. Президент мотивирует это тем, что власть в этом случае будет подконтрольна простым людям. Мол, «пересічний» гражданин сможет с депутата спросить. Гарант — что? Совсем... устал? Ведь недавно парламент избирался по смешанной системе, и именно мажоритарные депутаты составляли в нем реакционную его часть. Скажем, по мажоритарным округам для Харьковской области и Киева побеждали с результатами 10,34% (Александр Задорожний) и 12,16% (Леонид Косаковский), а нажимали кнопки в Раде от имени 100% избирателей. В этом еще одна подлость мажоритарки.
Какой-то отдельно взятой старушке народные избранники крышу могут починить, но раструбят об этом, будто они и остальных избирателей осчастливили. Да дело даже не в этом. Избиратели ждут от депутатов не подачек, а честных законов. У народа отняли средства производства, то есть средства существования, выжимают народ, как мало где в мире, и все это законно.
Да если власть подлинно народная, то такую власть контролировать не надо. Народу не нужно стоять надзирателем над такой властью.
Варианты выборов с открытыми списками могут быть более хитрые, но суть их одна — подальше отстранить народ от власти, от руководства собой. А президент лукавит, говоря об открытых списках. Слушая его, можно подумать, что до этого списки были закрытые. На самом деле партии открыто представляли своих кандидатов. Без труда можно было узнать о каждом, какой он хороший. Ну, а в душу человеку при любой избирательной системе не заглянешь. Почему же президент так говорит?
Кроме 300 депутатов, президент хочет еще 80—90 сенаторов, избираемых по той же мажоритарке. Разрекламированное сокращение не такое существенное, как о нем говорят. Допустим, вы захотите выдвинуть себя в депутаты или сенаторы. Повлияет ли на вашу способность выдвигаться ваш «майновий стан»? «Какой же ты атаман, если у тебя нет золотого запасу»? А ведь ваш «майновий стан» не должен вас ограничивать. Народ рассматривается президентом исключительно как масса избирающих, но никак не избираемых. Люди, на ваше право быть избранными глубоко наплевано! А если вы не сможете выставить свою кандидатуру, то избиратели не смогут за вас проголосовать.
Как видим, ваше право избирать тоже сильно ограничено. Вы будете вынуждены выбирать с той же «славной» когорты. Воспитательницы детских садов эту ситуацию объясняют так: «Здесь вам не дома. Ешьте, что дают»! Но вы-то находитесь у себя дома, и никто не имеет права ограничивать ваше право избирать и из-за вашей бедности лишать вас права быть избранным.
АНАТОЛИЙ,
вдоль и поперек «пересічний» украинец