Обсуждение или агитация?

И Л.Кравчуку, и Л.Кучме, и В.Ющенко все время «недоставало полномочий».
Предложенный Ющенко проект Конституции Украины мало касается прав человека, а, в основном, предлагают изменить распределение власти между Верховной Радой, президентом и Кабинетом министров. Следовательно, новая Конституция нужна нашим большим политикам, а не народу Украины.
В Конституции провозглашается широкий комплекс прав и свобод человека и гражданина, но соответствующие положения Основного Закона не подкрепляются в достаточной мере гарантиями их реализации.
Отдельные положения проекта сужают содержание прав и свобод гражданина, что является прямым нарушением части третьей статьи 22 действующей Конституции.
Это касается прежде всего гарантий равенства прав женщины и мужчины. В ющенковском проекте почему-то опущено важное положение части третьей статьи 24 действующей Конституции: «Равенство прав женщины и мужчины обеспечивается: предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в общественно-политической и культурной деятельности, в получении образования и профессиональной подготовке, в работе и вознаграждении за нее; специальными мероприятиями относительно охраны труда и здоровья женщин, установлением пенсионных льгот; созданием условий, которые дают женщине возможность сочетать работу с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям».
Если в действующем Основном Законе четко и однозначно установлено, что в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается бесплатно, то в проекте Ющенко указывается, что это делается «в установленном законом порядке». То есть вполне возможно установление законом ограничения этих гарантий. Исключено также положение о недопустимости сокращения существующей сети государственных и коммунальных учреждений здравоохранения, что позволяет позакрывать бесплатную государственную медицину всю к чертовой матери.
Это касается и предоставления государственных стипендий учащимся и студентам.
Из Конституции исключено положение об альтернативной (невоенной) службе.
Вряд ли можно согласиться и с исключением из Основного Закона положения об обязанности граждан ежегодно подавать в налоговые инспекции декларации об имущественном положении и доходах. Толстосумам, конечно же, очень не хочется высвечивать свои доходы.
К слову, в проекте не воспроизведено положение действующего Основного Закона о праве каждого обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека.
Пропала куда-то часть нынешней статьи 54, где говорится, что «Держава забезпечує збереження історичних пам’яток та інших об’єктів, що становлять культурну цінність, вживає заходів для повернення в Україну культурних цінностей народу, які знаходяться за її межами».
Перечень прав, которые могут быть ограничены в чрезвычайных ситуациях, в предлагаемом проекте кажется излишне длинным.
Виктор Андреевич хочет разрешить прослушивать телефоны «в інтересах національної безпеки, громадського порядку, охорони здоров’я населення та захисту прав і свобод людини».
Легко представить себе радужные перспективы новой инквизиции с гарантированными Конституцией полномочиями, перед которыми права человека – ничто.
Хотя Конституция провозглашает, что в Украине признается и гарантируется местное самоуправление, его возможности ограничиваются всевластием государственных администраций, главы которых назначаются президентом.
Фактически главы госадминистраций превращаются в контролеров, надзирателей за действиями местных органов власти и органов Автономной Республики Крым, но практически не будут нести никакой ответственности за свою деятельность.
В ст. 76 Конституции Украины с пафосом провозглашается, что «Народным депутатом Украины может быть гражданин Украины, который на день выборов достиг двадцати одного года, имеет право голоса и проживает в Украине на протяжении последних пяти лет». Красиво, но… насквозь лживо, так как это право реализуется через партии и кандидатов в депутаты может выдвигать партия или избирательный блок партий. Таким образом, всякий беспартийный (это, по крайней мере, процентов 90 населения страны) гражданин Украины, пусть 21-го года и проживающий в ней последние пять лет, на деле отлучается от самой возможности стать депутатом. Если проще, то ему никогда не быть депутатом. С другой стороны, поскольку содержание всякой партии стоит немалых денег, то понятно, кто может стать кандидатом, а затем депутатом Верховной Рады. Единственно представители имущих слоев.
Не менее понятно, какую политику и в чьих интересах эти депутаты будут вести. При этом, чтобы им было сподручнее выполнять волю своих хозяев, Конституцией не предусматривается какая-либо их подотчетность избирателям. Избранный депутат НЕ обязан отвечать за свою деятельность перед своими избирателями, он неподконтролен и неподотчетен им. О возможности же отзыва депутата,  даже насквозь криминального, избирателями, вообще не упоминается. Таким образом, депутаты ограждаются от масс избирателей и им предоставляется свобода безнаказанно творить то, что нужно их партийным, а точнее имущим, хозяевам.
В президентском законопроекте есть фраза «усвідомлюючи відповідальність перед Богом», зато почему-то исчезла ссылка на “совесть”. Похоже, этим отражается осознание дефицита ее у нынешней власти...
Надуманным является и предложение закрепить в Конституции так называемый Духовный гимн Украины «Боже великий, єдиний, нам Україну храни». Зачем стране два гимна, где в конституционной практике есть понятие «духовного гимна»?
В разделе “Основы конституционного строя” изъято определение Украины как независимого государства. (Слово “независимость”, которую должен защищать глава государства, изъято и из текста присяги, которую должен приносить Президент при вступлении в должность).
Предложенные изменения не приведут к укреплению гарантий конституционных прав и свобод граждан, а еще больше укрепят единоличную власть Президента.
Ноу-хау от Ющенко — двухпалатный парламент. В Верхнюю палату войдут губернаторы, мэры Киева и Севастополя. В общем, лица, приближенные к Президенту. По идее, это президентские надзиратели за Нижней палатой, как бы та чего не напринимала.
Согласно проекту Конституции, верхняя палата парламента будет избираться по три сенатора от каждой области. Представление регионов будет не пропорциональным, поскольку, к примеру, в Донецкой области 4,6 млн. населения, а в Черновицкой всего 900 тысяч.
Обе палаты будут противостоять друг другу. Это, что ли, улучшение Конституции?
В проекте Конституции не прописаны положения о невозможности Президента баллотироваться на пост более двух раз.
  Сохраняются в проекте Ющенко и нормы о бессрочном назначении судей наряду с сохранением их неприкосновенности.
Указ Ющенко об обсуждении президентского проекта Конституции ставит в неравное положение оппозицию и власть. Ведь оппозиция не может в административном порядке организовать общественные обсуждения своих проектов.
Если предоставить возможность обществу обговорить положения всех проектов Конституций, то тогда у народа Украины действительно будет выбор, а не навязанное свыше мнение.
Николай Хмеленок,
депутат Городнянского районного совета