Спасем образование — спасем страну

http://www.rg.kiev.ua/page5/article1641 … icle16415/

Рабочая газета, № 200 от 10 ноября 2009 г.

Во время карантина система образования фактически остановилась — студенты и школьники разошлись по домам, а преподаватели с учителями отправлены в отпуск. Но и до такой вынужденной остановки ситуация в отрасли напоминала руины. Практиками, учеными Блока левых и левоцентристских сил разработан антикризисный план для образования и науки, который отвечает на вопрос: как коренным образом изменить ситуацию?

– Станислав Николаевич, недавно вы с кандидатом на пост Президента Петром Симоненко презентовали антикризисный план спасения образования и науки в Украине. Скажите, в чем именно авторы плана видят кризис в образовании? Какие прорехи делает правительство?

— Хочу отметить, что за последние годы наше образование потеряло стратегическую линию развития, все субъекты этой мощной системы действуют в одиночку, без четкого плана и курса. Образование либерализировалось и сейчас все больше переходит в фазу коммерциализации. Что сейчас происходит? Государство игнорирует ст. 53 Конституции Украины, Закон “Об образовании”, резко сокращены расходы на образование, мы видим резкое сокращение госзаказа для вузов (почти 25 тысяч человек в год), а также мест для аспирантов и докторантов. Кроме проблемы внешнего оценивания, не рассматриваются другие глубинные процессы. Кабмин, правящая коалиция, парламент отреклись от учителя, ученика, студента, заморожен рост зарплаты и стипендий с 1 октября 2008 года. Устаревают содержательный аспект, государственные стандарты, целый ряд инструкций. Печатание учебников за счет государства, особенно для детей дошкольного возраста и учащихся профтехобразования, провалено. На сегодня для экспериментального 9-го класса напечатано чуть больше половины учебников.

В Украине более 500 школ находятся в аварийном состоянии, существует острая проблема с материально-техническим обновлением учебно-методической базы. Если правительство находит деньги из Стабилизационного фонда на все — строительство, поддержку банков, бизнеса, то почему из этих 10 миллиардов не выделено ни копейки школе, вузу, ПТУ? Остановлены все государственные программы, в частности “Учитель”, “Школа будущего”, информатизации образования, переоснащение кабинетов физики, химии, математики, биологии. У меня такое впечатление, что всем этим правителям школа “по барабану”! Более 25 тысяч учеников не имеют возможности доехать до школ из-за отсутствия школьных автобусов. Два года вузам, техникумам не поступают средства на ремонт, обновление материальной базы, обустройство общежитий. Больше 30 тысяч учителей и преподавателей нуждаются в жилье. Вследствие отсутствия питания постоянно недоедают сотни тысяч учеников школ, профтехучилищ, фиксируется множество пищевых отравлений детей! Правительство забыло о техникумах, а профтехучилища вообще решено уничтожить путем передачи их финансирования местным бюджетам. Деградирует вузовская наука, практически остановлено ее финансирование. В последнее время резко политизируется учебный процесс, насильно переписываются программы по истории, литературе, языку в угоду крайне правым, националистическим силам. Искажается история, сеется раздор в стране.

Резко упали объемы государственного финансирования образования и науки. В 2009 году на образование будет выделено лишь около 5,6%, а на науку 0,47% от ВВП, что почти вдвое меньше предусмотренного законом. А в бюджете на 2010 год правительство предлагает значительно сократить и эти расходы. Обещания премьерши на 20% повысить зарплату педагогам с нового года — это чистой воды подкуп. Кто мешал это делать два последних года, ведь цены за этот период выросли вдвое? И учитель стал беднее! Все это приведет к деградации учебных заведений, резкому снижению качества образования, последующей бедности Учителя, Профессора, Воспитателя и Мастера.

— Какие шаги предлагает осуществить Блок левых сил, чтобы кардинально изменить ситуацию?

— Авторы плана, а это ученые, доктора наук, специалисты в определенных сферах образовательного процесса, члены Правления Общественного Совета работников образования и науки разработали ряд предложений ко всем ветвям власти, каким образом спасти украинское образование. Эти шаги намерен осуществить наш президент и весь блок левых сил. Например, следует требовать от правительства и парламента в Государственном бюджете 2010 года полного соблюдения законодательства об образовании и науке, в частности реализации ст.57 Закона “Об образовании”, индексировать зарплату до средней в промышленности, стимулировать бизнес, вкладывать средства в науку и образование, инициировать внедрение “сопутствующих” беспроцентных кредитов на обучение студентам сроком на пять лет, которые можно было бы тратить на жилье, питание, приобретение одежды, учебников и т.д. Уже подготовлены проекты решений и законов.

Мы должны восстановить систему воспитательной работы, для этого разработали изменения в ст.14 Бюджетного кодекса относительно финансирования внешкольных заведений на уровне заведений среднего образования, а не по остаточному принципу, как сейчас. Отдельным пунктом антикризисной программы является стимулирование развития высокотехнологичных областей экономики, воспроизводство научно-педагогических кадров, поддержка молодых ученых, предусматривается направление на обучение, стажировку лучших студентов и молодых специалистов в престижные заграничные университеты и научные учреждения, поддержка развития инновационных структур, технопарков, научных парков и т.д.

Мы ставим задачу усилить патриотичное воспитание, спортивно-массовую работу среди молодежи, объединить воедино структуры Министерства образования и науки и Министерства семьи, молодежи и спорта Украины как в центре, так и на местах. Наша задача — сделать бесплатными, доступными спортивные секции, внешкольные заведения технического и эстетичного профилей. Мы пересмотрим положение о детских спортивных школах, не дадим их уничтожить. Оппоненты все хотят нас обвинить в антигосударственности. Это чушь! Мы используем наши национальные традиции, историю запорожского казачества. Для этого усовершенствуем проведение Всеукраинской спортивно-патриотической программы “Козацький гарт”. Мы обязательно внедрим дни бесплатного посещения студентами, учениками театров, музеев, выставок. Будет подготовлен перечень обязательных туристических маршрутов для школьной молодежи, не забудем о молодогвардейцах, других героях Великой Отечественной войны.

— Какие шаги надо осуществлять, чтобы ослабить влияние демографического кризиса? Где брать для всех ваших проектов деньги?

— В нашей программе предлагаем целый ряд шагов, в том числе и изменения в Закон “Об образовании”, где предлагаем уменьшить наполнение классов от 3 до 25 учеников, дать право местным советам на кризисный период финансировать классы с меньшим числом учеников. Нам надо уменьшить педнагрузку для вузовских педагогов до 400-500 часов, довести соотношение числа студентов на одного преподавателя 1:8, а не 1:14.

Нужно не закрывать школы, особенно на селе, а думать, как выйти из кризиса, внедрить в малоколлективных школах проект “школа—семья” и т.д. Ну и, конечно, надо подумать, как вернуть людей в села, как вернуть людей в Украину!

Национализация природных монополий, базовых отраслей (газ, электроэнергия, нефть, руда, спирт, водка и т.п.) даст еще один бюджет стране. Это плюс 250 миллиардов гривен!

— Станислав Николаевич, долгое время в обществе муссируется вопрос относительно предоставления статуса государственного служащего педагогам. Вот и председатель Верховной Рады Владимир Литвин поднял его перед выборами. Как считаете, нужно это делать?

— Ну, все эти “заботы” вызваны избирательной кампанией. Если педагогам предоставить такой статус, то учитель только потеряет. Например, будет сокращен отпуск до 30 календарных дней, а сейчас 56. Учителю надо будет сидеть в школе с 9 до 18 часов. Зачем? Нужно говорить о соответствующем пенсионном обеспечении, не меньше чем 80% от среднего заработка, как у госслужащего. Надо педагогу ежеквартально получать премию. Вот и весь статус. Такой закон мы разработали, он готов к голосованию. Но олигархические партии его блокируют!

— В свое время вами был внедрен ряд образовательных государственных программ. В условиях экономического и бюджетного кризиса нужно ли их реализовывать?

— Конечно! Ведь школы нужно ремонтировать, строить новые, проводить информатизацию на селе и возвращать науку в университеты. Хочу отдельно выделить вопрос строительства новых студенческих общежитий. Их уместно было бы использовать во время проведения футбольного европейского первенства в 2012 году, а после окончания передать университетам. Ведь сегодня существует дефицит в 30 тысяч мест в студенческих общежитиях. Они все устарели! Очень нужно реализовывать программы “Учитель”, “Одаренные дети”. Это наш человеческий капитал, без него страна будет буксовать. Разве не понятно, что сейчас надо довести среднюю зарплату в школе до 5000 гривен, а в вузе до 10 тысяч! Без этого качества знаний не будет!

— Вернемся к борьбе с эпидемией гриппа в учебных заведениях. Какие будут последствия того, что на три недели отменены занятия во всех учебных заведениях страны? Их будут отрабатывать на каникулах?

— Тут надо было сначала думать. Отменить занятия следовало бы в семи областях, где есть эпидемия. А что будем делать в Крыму, Николаеве, Донецке через месяц, когда эпидемия дойдет и туда?

Государство не заботится о здоровье детей. Почему дети умирают на уроках физкультуры? Надо чтобы физкультурой дети занимались каждый день. Скажу, что нужно возвращать в детсады, школы, училища систему полноценного питания. В рационе должны быть богатые витаминами свежие овощи и фрукты. Полностью исключить генномодифицированные продукты (ГМО). Это все намерен осуществить Блок левых сил. Например, будучи министром, я запретил продажу в школьных столовых чипсов, сладких газированных напитков и других вредных для детского желудка продуктов.

Относительно отработки пропущенных занятий: этот вопрос будут решать ученые советы и трудовые коллективы, районные, городские управления образования. Скорее всего, продлят рабочую неделю или отменят зимние каникулы в университетах, перенесут сессии.

— Станислав Николаевич, как вы относитесь к тому, что некоторые из кандидатов на пост Президента предлагают вообще отменить внешнее тестирование?

— В свое время я говорил президенту и премьеру: надо сначала платить хорошую зарплату педагогам, и тогда лишь победим коррупцию. Не может профессор Луганского национального университета сто лет жить и не есть, чтобы купить квартиру. А по поводу заявлений кандидатов, то их будет много. В 2004 году нам уже обещали возвращение к 10-летней школе, в 2007 отменить призыв в армию... Видим, что из этого вышло. Система внешнего оценивания призвана контролировать качество образования. Как “побочный эффект” она предотвращает злоупотребления при вступлении в вузы. Этот механизм нужно развивать, модернизировать. Делать разумно, без перегибов. Вводить внешнее тестирование на 2-3-м курсе вузов для студентов, контролировать уровень знаний и в университетах. Если, допустим, после тестирования результаты по профильному предмету неудовлетворительные — нужно срочно принимать меры. Таким образом, повысится и уровень образования, и качество. При вступлении в вузы следует учитывать средний балл аттестата наравне с тестами, уточнить содержание тестов, разрешить выпускникам, которые окончили школу давно, поступать по собеседованию. Вообще надо собрать директоров школ, родителей и просто их выслушать и сделать все по уму. Ведь людей никто не хочет случать!

— Левый блок предлагает признать русский язык вторым государственным. Вы же говорите еще и о третьем языке — иностранном как об обязательном для изучения. Расскажите о вашей языковой формуле три плюс.

— Она очень простая и снимает все языковые вопросы, которыми спекулируют политики. В XXI веке человек должен свободно владеть, во-первых, языком государства, на территории которого он проживает, во-вторых, несколькими иностранными. Применяя эту формулу к Украине, считаю, что для гражданина нашей страны она выглядит так: украинский — русский — английский (и/или немецкий, французский и т.д.). В Украине не может быть человека, который бы не владел государственным украинским языком. Но нужно знать и русский. Не нужно отбрасывать пласт русской культуры. А тестирование нужно на языке, на котором шло обучение в школе. Надо ввести в школьные программы изучение русской литературы. Не нужно изолироваться от мира. По желанию родителей учебные заведения должны обеспечить обучение детей на родном языке, в том числе русском, так как они налогоплательщики и за их счет осуществляется обучение.