Смогут ли левые управлять экономикой и страной?

http://www.rg.kiev.ua/page5/article16531/

Рабочая газета, № 208 от 20 ноября 2009 г.

Социально-экономическая ситуация в Украине патовая. Правительство из последних сил пытается удержать государственный корабль на плаву. Делается это непрофессионально, в авральном порядке. Почти 40 миллиардов гривен налоговых платежей взято наперед с бизнеса, предпринимателей. Отказ МВФ выделить Украине четвертый транш в размере 30 миллиардов гривен поверг власть в шок. “Оппозиция” в лице “регионалов” и части НУ—НС (Янукович — Ющенко) даже остановила процедуру отставки Тимошенко, в ужасе взирая на перспективы существования страны.

Эксперты и политологи прогнозируют развитие ситуации таким образом, что нынешняя “бело-сердечная”, “оранжевая”, олигархическая власть будет выброшена вон с капитанского мостика. И тогда на Блок левых и левоцентристских партий ляжет огромной тяжести ответственность за судьбу страны. Сможет ли новая команда уверенно повести корабль, есть ли у нее силы, кадры, знает ли она правильный маршрут? Ведь левые силы долгое время были в оппозиции, подрастеряли свой управленческий потенциал. Да и вообще в прессе, говоря о левых, часто подчеркивают: дескать, они могут только митинговать, протестовать. Так ли это, рассуждает в данной статье Станислав Николаенко, лидер партии “Справедливость”, академик Российской академии образования, доверенное лицо кандидата в президенты Петра Николаевича Симоненко.

Станислав Николаевич был министром образования и науки Украины, работал директором крупного учебного заведения сельскохозяйственной направленности, руководил большим районом на Херсонщине, знает не понаслышке проблемы украинской экономики, села, научно-технической сферы.

МИНУВШИЙ кризисный год стал для многих людей разной деловой активности новой точкой отсчета. Кто-то свернул предпринимательскую деятельность или ушел в “тень”, кто-то был сокращен, кто-то отдал банкам “кредитное” семейное жилище и даже пенсионеры попрощались со своими небольшими сбережениями на “книжках” в замороженных и обанкротившихся коммерческих банках. Еще полгода назад никто и предположить не мог таких страшных последствий работы совместного дуэта кризиса и горе-руководителей страны.

В Украине возможна ситуация, когда даже президентские выборы могут отойти на второй план. Речь идет о вероятном обострении экономического кризиса, социальных конфликтах и параличе власти. И на это есть веские причины. Кто в таком случае возьмет на себя ответственность и поведет страну по пути возрождения? В этой ситуации в обществе на передний план выходят политические силы, имеющие четкий антикризисный план возрождения экономики страны и спасения сотен тысяч семейных бюджетов. Сформировался мощный общественный запрос на новую модель экономической политики. И левые утвердительно заявляют: мы можем предложить обществу социалистическую альтернативу либеральной модели дикого капитализма и готовы реализовать ее в полном объеме.

О текущей ситуации в экономике

НЕ СЕКРЕТ, что мировой финансово-экономический кризис нанес меньший вред тем странам, где власть дружно работает на людей, где сформирована более сбалансированная экономическая политика с невысоким уровнем инфляции, незначительным дефицитом текущего счета платежного баланса и малой зависимостью от внешних займов. Эти показатели и в Украине ежегодно рассчитывались согласно уровню экономической безопасности государства. Но в этом году никаких данных правительство, увы, не публикует. Происходит преднамеренное сокрытие реального состояния дел в различных сферах экономики, в том числе относительно бюджетных расходов, рынка труда, реального сектора экономики и итак далее. И даже Европейский центральный банк и Еврокомиссия предлагают сейчас придерживаться конкретных критериев в мониторинге состояния экономики — дефицит бюджета меньше 3 процентов валового внутреннего продукта (ВВП), долг правительства меньше 60 процентов от ВВП, инфляция — менее 3,2 процента в год, ставка центрального банка не более 6,5 процента. При таких условиях успешные действия по стабилизации экономики обусловливают достаточно быстрый выход из кризиса.

Во многих странах банки начали давать кредиты бизнесу с нулевой процентной ставкой, поддерживая тем самым реальный сектор экономики. Наши банки с августа 2008 по август 2009 года получили 156 миллиардов гривен на рефинансирование, но эти деньги до производства не дошли. По данным Счетной палаты, в первом полугодии 2009 года снижение реального ВВП составило 19,7 процента, а уровень “теневой” экономики приобретает угрожающие объемы и составляет 40 процентов валового внутреннего продукта. Продолжается спад во внешней торговле. За 8 месяцев текущего года экспорт товаров сократился на 49,4 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, импорт — на 53,8 процента, а негативное сальдо составляет 3,8 миллиарда долларов США. Цена банковского кредита дошла до 28–30 процентов годовых!

Эксперты считают, что дефицит бюджета в четвертом квартале текущего года может составить 25–30 миллиардов гривен, а по итогам года — до 7,4 процента от ВВП. Реальная заработная плата упала более чем на 10 процентов, а инфляция достигла 11,3 процента, тогда как в целом потребительские цены возросли на 8,2 процента.

Прямой и гарантированный внешний долг Украины на 1 октября 2009 года составлял почти 35 миллиардов долларов, или 280 миллиардов гривен. Согласно договоренности с МВФ, полученные транши должны быть направлены на прямую поддержку бюджета, в частности на обеспечение внешних обязательств государства. Но недавно глава МВФ Доминик Стросс-Кан заявил, что фонд возобновит сотрудничество с Украиной только после президентских выборов. Это создало серьезную проблему, прежде всего для правительства. Оно очень сильно рассчитывало на 3,8 миллиарда долларов, которые предполагалось выделить в рамках четвертого транша. Поэтому эксперты считают, что, скорее всего, будут расти задолженности по выплате зарплат и пенсий, расчетах с коммунальной сферой. Прежде всего это коснется бюджетной сферы, но не только ее. Уже сейчас правительство изымает через Казначейство оборотные средства местных советов, блокируя их нормальную работу. Вероятны также дальнейшая девальвация гривны и курсовые скачки в связи с недостатком иностранной валюты на рынке.

Социальные стандарты сквозь призму политического обмана

ДО СИХ ПОР неопределенной остается судьба закона “Об установлении прожиточного минимума и минимальной зарплаты в 2010 году”. Хотя все стороны прекрасно понимают, что нынешнее правительство может выполнить требования закона либо путем новых заимствований извне, либо включив денежный станок, тем не менее политики продолжают “играть в выборы”.

С одной стороны, инициаторы закона хорошо проинформированы о Меморандуме с МВФ, согласно которому Украина обязалась два года не повышать минимальные стандарты, но намеренно играют на избирателя. К тому же если мы сравним действующие и принятые Верховной Радой стандарты, то на 1 января это повышение выглядит весьма незначительным — по зарплате составит всего 219 гривен, а прожиточный минимум возрастет на 156 гривен соответственно, что будет сметено ростом цен на продукты и лекарства.

С другой стороны, правительство уже заявило, что не будет выполнять закон, поскольку нет соответствующих изменений в Госбюджете на 2009 год, не предусмотрены они и в проекте Госбюджета на 2010 год, и все это может отрицательно сказаться на продолжении сотрудничества Украины с МВФ. Но сегодня правительство очень рассчитывает на следующие транши от МВФ на покрытие дефицита госбюджета и уже заручилось его поддержкой в ветировании этого закона. Президент, со своей стороны, намереваясь баллотироваться на выборах на пост главы державы, не сделал этого. Для президента сейчас чем хуже — тем лучше! А люди с их проблемами никому не нужны.

Бесспорно, очень сложно решить задачу повышения соцстандартов во время экономического кризиса, но оставлять их мизерными по сравнению с растущими ценами на продовольствие, лекарства, транспорт, коммунальные услуги, газ для населения при нестабильности национальной валюты — это преступление против населения.

Шаги по социализации экономики: ответ левых

КАК ЗАЩИТИТЬ людей, оживить экономическое восстановление страны? По этим вопросам ведутся оживленные дискуссии, в том числе и среди представителей левых партий. Скажем, администрация президента США Барака Обамы, которого называют “европейским социалистом”, взяла под опеку государства автомобильную индустрию, проводит медицинскую реформу для граждан США. Левоцентристское правительство испанского премьер-министра Сапатеро демонстрирует уверенные шаги по выводу Испании из кризиса, используя социально-ориентированную модель экономики. Показательным является пример коммунистического Китая, где рост ВВП в 2009 году достигает 10-11 процентов.

Анализ отечественного и зарубежного опыта разработки антикризисных программ по преодолению последствий экономического кризиса дает основания для принятия решительных мер, направленных на защиту населения от бедности. Во-первых, следует отменить мораторий на рост заработной платы для работников бюджетных учреждений, стипендий студентам, который действует с октября 2008 и обусловлен кредитом stand-by от МВФ. Нужно реформировать механизм оплаты труда, как это сделано в Европе: повысить долю оплаты труда в себестоимости продукции хотя бы до 30–45 процентов (сейчас — 8 процентов) и установить почасовую оплату на уровне не менее 15–30 гривен за час. Этот механизм уже эффективно внедрен на харьковском гиганте “Турбоатом” и многих других. Не может человек труда работать на себя сегодня лишь 0,5 часа из 8 часов рабочего дня. В Советском Союзе он работал на себя 1,5 часа. Во-вторых, необходимо внедрить справедливую прогрессивную шкалу налогообложения в зависимости от доходов (необлагаемый минимум — 2000 гривен в месяц, при доходе до 10.000 — 10 процентов, свыше 100.000 — 30 процентов). Работающие студенты с зарплатой до 3000 гривен должны вообще быть освобождены от налогообложения. Такой подход обеспечит перенос налогового бремени с бедных на богатых, как это происходит, скажем, в Скандинавских странах.

И, в-третьих, необходимо принять новый Социальный кодекс, заменить прожиточный минимум на социальный стандарт, который бы учитывал расходы не только на питание, но и на приобретение и содержание жилья, образование, лечение.

Формирование социально-справедливого государства предусматривает решительную поддержку его со стороны среднего класса. Для государственной помощи малому и среднему бизнесу предлагается улучшение социальных гарантий частных предпринимателей, микро-кредитования (в том числе сел, депрессивных городов и поселков, особенно шахтерских), установление льготных ставок арендной платы, снижение тарифов за потребленные ресурсы. За счет эффективной поддержки угольной отрасли снизить и стабилизировать цены на электроэнергию, тепло.

Этот шаг позволил бы населению самостоятельно создавать рабочие места, укреплять “средний класс” и стимулировал бы развитие внутреннего рынка. Для этого следует отогнать от государственного корыта “бютовских” импортеров, которые ввозят в Украину низкокачественную продукцию, что защитит украинского производителя. В поддержку этого следует принять закон, устанавливающий ответственность чиновников, препятствующих развитию предпринимательства.

Для поддержки крупных экспортеров, высокотехнологичных предприятий (в том числе системы ВПК) государство должно инициировать межправительственные соглашения, особенно со странами БРИК (Беларусь, Россия, Индия, Китай), которые устраняли бы препятствия для доступа украинских предприятий на внешние рынки, и продвигать интересы украинских госкорпораций на мировых рынках.

Большой проблемой, настоящим ящиком Пандоры для экономики страны является система украинских банков. Это некая вещь в себе. Без системы инвестиционных инновационных государственных банков (аграрный, промышленный и другие) государству не обойтись. Ведь за 2008 год банки получили 7 миллиардов гривен прибыли, еще 17 миллиардов получили работники банков в качестве зарплаты. А что получили предприятия? У них отсутствуют оборотные средства, они не могут взять кредит. Реформирование банковской системы должно базироваться на ее перепрофилизации из собственного обогащения банков на кредитование производства, реального сектора экономики.

Реализация государственной программы возрождения аграрного сектора, которая предусматривает дотации сельскохозяйственным производителям, выделение из бюджета не менее 10 процентов средств для поддержки селян, создание системы государственных МТС, производство современных тракторов и комбайнов, предоставление беспроцентных кредитов крестьянам, введение микрокредитования, государственных дотаций на выращивание продукции на уровне стран Евросоюза усилят отечественного агрария в конкурентной борьбе со странами — членами ВТО. Следует немедленно остановить спекулятивные операции с землей. Сотни фирм с иностранным капиталом скупают земельные паи у крестьян. Этого допустить нельзя.

Откуда средства? Национализировать нельзя приватизировать

ЗА 18 ЛЕТ грабительской приватизации так и не достигнута основная цель разгосударствления имущества — повышение социально-экономической эффективности производства и привлечения средств на структурную перестройку экономики Украины. Вместо этого она привела к перекосу в распределении общественных благ, прибыли предприятий в пользу крупного олигархического капитала, отстранению трудового народа от средств производства.

В 1992 году парламентарии зафиксировали законом о приватизации госимущества предоставление приоритетных прав и льгот для граждан Украины, трудовых коллективов на приобретение имущества своих предприятий. Но если сегодня спросить рабочего, специалиста любого выставленного на продажу предприятия, претендует ли его коллектив на участие в конкурсе, вероятнее всего, услышим отрицательный ответ. Средства производства, стратегические предприятия каждым либеральным правительством, как правило, распродаются своим крупным финансово-промышленным группам. Что вообще говорить, если социальную инфраструктуру предприятий, жилье, общежития часто продают вместе с людьми?!

Бездумная продажа предприятий, приносящих прибыль, ради спасения очередного правительства — это недополученные средства бюджета и золотая жилка для олигархов. Взять хотя бы производство железной руды, марганца или титана, 10–20 процентами мировых запасов которого обладает Украина. В прибыли естественных монополий, приватизированных отраслях кроется, как минимум, еще один госбюджет, который служит сейчас меньше чем одному проценту населения страны. Выход есть — возвращение естественных монополий, стратегических предприятий в государственную собственность. Нужно создать инвестиционный стабилизационный фонд, за счет которого выкупать объекты, интересующие государство. Там, где была незаконная приватизация, — провести реприватизацию, но не перепродажу другому частному владельцу, особенно западному! Если предприятие успешно, возможно использование формулы, где государство владеет 51 процентом акций, остальные 49 — у работников, частных инвесторов.

Нужно констатировать, что законодательство о реприватизации, национализации в Украине за годы независимости так и не принято. Отдельные попытки делали и коммунисты, и социалисты, но результата не достигли, потому что это не выгодно олигархическому капиталу. Без национализации отдельных отраслей (спирт, водка, табак, газ, электроэнергия, нефть, металлы, руда и т.д.) нам не обойтись. Это доказывает мировая практика эффективной деятельности левых политических сил. К таким мерам прибегали и в СССР, и лейбористы в Великобритании в конце XX века, и страны ОПЕК.

Для создания четких правил игры нужно разработать критерии, определить области, которые должны быть собственностью государства. Для начала дискуссии мы предлагаем отнести к таковым спирт, водку, табак. В сфере энергетики — облэнерго, облгазы, добыча украинской нефти и газа. Речь должна идти и о природных ресурсах — марганец, сера, ртуть, железная руда. Поддерживая стратегические предприятия, которые имеют высокую доходность и исключительную ценность для государства, нужно обеспечить инновационное развитие отечественной экономики, экономики знаний, что позволит вывести ее на мировой уровень. Для этого нужно развивать инвестиционную политику, активно включить в ее развитие ученых Академии наук, вузовских работников, лучших инженеров.

Для эффективного управления госсобственностью необходимо создавать государственные корпорации, как это делают Китай, Россия. В РФ на данный момент уже успешно функционируют такие гособъединения, как “Роснанотех”, “Росатом”, “Фонд содействия реформирования ЖКХ “, Банк развития, “Олимпстрой”. Китайские госкорпорации занимают значительную часть списка самых успешных корпораций мира, обеспечивая тем самым социалистическое развитие своему государству.

Реальный сектор промышленности и будет надежным источником наполнения бюджета в отличие от сегодняшней “наркотической зависимости” от внешних займов. На сегодня каждый гражданин Украины должен более 800 долларов США, и эта сумма растет с каждым месяцем. Что мы оставим после себя детям?

Левые и левоцентристы имеют комплексную экономическую программу, они способны взять власть, удержать ее и обеспечить достойное будущее украинским гражданам, нашим детям и внукам. Для этого нужны смелость, решительность и единство всех левых, патриотических сил.

Станислав НИКОЛАЕНКО, председатель Совета партии “Справедливость”.