Яценюк: Ющенко–2

Из газеты «Коммунист» 02/10/09

      Милитаристская бигбордизация, палаточная оккупация и истерические вопли о крахе… Таким запомнился политический старт 35-летнего экс-спикера в президентской кампании.
Шок после такого массированного наступления на мозг избирателя прошел довольно быстро. Но эффект дежа вю от увиденного все еще сохраняется. Такое впечатление, словно время повернулось вспять. Только на смену «оранжевой» паранойе Майдана пришел ядовито-зеленый «Фронт перемен».
Согласитесь, ведь за столь агрессивно-примитивным началом предвыборной кампании Арсения Яценюка отчетливо прослеживается почерк нынешнего хозяина Банковой. Ющенко прекрасно понимает, что, потеряв власть, он рискует сразу же оказаться за решеткой. За свой пятилетний срок «пасечник» успел заработать себе столько влиятельных недругов, что, как только «король» окажется гол, над ним тут же может быть учинен показательный «суд Линча». Причем никто из заокеанских друзей пальцем не пошевелит, чтобы защитить своего вчерашнего фаворита, тем более в свете перезагрузки американо-российских отношений. И после скандального изгнания из Секретариата экс-главы СП Виктора Балоги именно Яценюк — последняя надежда Ющенко на спокойную и безбедную старость. Образ своего преемника Ющенко решил лепить по все тем же майданным лекалам. Но старт кампании «киндера» шокировал даже его сторонников.
Провалив свою ставку на средний класс (избирателя 30–40 лет с высшим образованием, доходом средним — по украинским меркам — и выше среднего), Яценюк вызвал отвращение у многих своим агрессивным оболваниванием. Коричневые с ядовито-зелеными полосами бигборды шокировали даже лояльно относящихся к Яценюку людей. Побоявшись предъявить список своих заслуг у власти, Арсений сделал ставку на массовое запугивание людей расколом и угрозой предстоящей войны. Применив классический для всех бывших и нынешних «помаранчевых» принцип: критикуй без жалости, обещай без совести. «Первое — это новая индустриализация страны. Второе – эффективное сельское хозяйство. Третье – здоровая и образованная нация и четвертое – боеспособная армия», — загибая пальцы, козырял своей программой лидер новоявленного «Фронта перемен» во время презентации своего политического проекта.
Но вот незадача, ни одного реалистичного плана по реализации своих благих намерений Арсений Петрович предложить не смог.
«За 18 лет мы ничего не построили. Для Украины критически срочно необходимо начать процесс новой индустриализации – это даст возможность создать новые рабочие места и решить вопрос экономического кризиса. Единственные страны, которые сегодня начали демонстрировать хоть какой-то выход из кризиса, – это те, которые имеют реальное производство», – распинался новоявленный мессия. Но опять же, как, с кем и с чего начать данную индустриализацию, каковы плюсы и минусы данного шага — на эти вопросы он забыл ответить. А наверняка просто и не знал. Как и еще на три своих программных постулата: село, нация, армия.
Расчет прост. Пока убаюканные сладкими речами избиратели сообразят, что перед ними не новый лидер, который имеет за плечами команду профессиональных управленцев, способных провести столь необходимые украинской экономике структурные реформы, а прожженный «помаранчевый» карьерист, будет уже поздно. Открою вам один из секретов шоу-бизнеса. Если песню с самым примитивным текстом и не менее примитивной музыкой прокрутить в радиоэфире в режиме один раз в час, то через неделю количество слушателей этой песни по сравнению с первым прослушиванием увеличится почти в двадцать раз.
На языке шоу-бизнеса это называется — ротация, причем она бывает трех видов: жесткая, средняя и мягкая. Эффект еще более увеличится, если в эфире все той же радиостанции прокрутить придуманные хит-парады, где эта песня будет на лидирующих позициях. Это явление возникло в США и получило название пейола, взятка, которую давали диск-жокею за прокрутку песен на радио. Яценюк в своей предвыборной кампании постарался использовать и пейолу (с проплаченными соцопросами), и ротацию (с массированной рекламной кампанией, начиная от ТВ и заканчивая Интернетом). Естественно, такой масштаб заставил задействовать серьезные финансовые ресурсы. Причем, по мнению политологов, наибольшие в нынешней президентской кампании. Более
60 млн долларов.
Использование Интернета заставило заокеанские СМИ заговорить о сходстве предвыборной кампании Яценюка с предвыборными технологиями недавно избранного 44-го президента США Барака Обамы. Ведь Яценюк так же активно задействовал блоги в социальных сетях, начиная с Twitter’а, активно размещая свои видеозаписи на сайте «Фронта перемен». В Financial Times, в апреле текущего года вышла статья с недвусмысленным заголовком «Fresh face wins reputation as Kiev's Obama» (дословно «Свежее лицо завоевывает репутацию киевского Обамы»). Идея авторов данной публикации понятна: Яценюк может оправдать надежды избирателей, которых разочаровал действующий президент. Он, по их мнению, «свежее лицо» президентской партии, который способен «вновь разжечь потухший оптимизм «оранжевой революции».
Правда, авторы статьи не совсем учли, Арсений — жалкое подобие Обамы. Яценюк — типичный карьерист. Весь период его политической карьеры можно охарактеризовать одним словом – удобен. К середине 2005 года Арсений сделал головокружительную карьеру — от консультанта банка «Аваль» до министра экономики. Он успел поработать под руководством лидеров и функционеров почти всех основных политических движений страны — КПУ, Партии регионов, Соцпартии и союза «Наша Украина», и зарекомендовал себя умением «прогнуться» в нужный момент. (Аналитики отмечают, что на Майдане Яценюк так и не засветился, даже поддержку своему благодетелю Ющенко он выразил только тогда, когда тот уже стал президентом).
В орбиту Ющенко Яценюк окончательно вошел с осени 2005-го. Здесь он побывал в должности первого заместителя руководителя СП, потом был назначен министром иностранных дел. На досрочных выборах 2007 года в Верховную Раду Яценюк, оставаясь беспартийным, прошел в украинский парламент по спискам пропрезидентской «Нашей Украины». Окончательно сросшись со своим фаворитом, после раскола между Тимошенко и Ющенко, получил неофициальный статус наследника действующего президента.
Венцом политической карьеры стало выдвижение Ющенко его на пост спикера. Но счастья кресло спикера Яценюку не принесло. При спикере Яценюке парламент Украины практически не работал, а коалиция при его же участии фактически развалилась. Особенно возмутительным был скандал весной 2008 года, когда Яценюк без согласия депутатов подписал так называемое «Письмо трех» (Ющенко, Тимошенко, Яценюк) с предложением к конгрессу США ускорить вступление Украины в НАТО. Следующий скандал закончился отставкой Яценюка с поста спикера. (Кстати, после заявления об отставке, сделанном Яценюком 17 сентября, он потом еще почти два месяца просидел в кресле спикера. Выдворили же его оттуда с большим трудом лишь 12 ноября, а в постановлении парламента было указано, что отстраняется Яценюк с должности за то, что «предвзято ведет пленарные заседания, ненадлежащим образом организует рассмотрение вопросов, предложенных депутатами, не обеспечивает равные возможности депутатам для участия в обсуждении вопросов, нарушает этические нормы поведения систематическим комментированием позиций депутатов и высказыванием тенденциозных оценок по отношению к выступающим на пленарных заседаниях».) После скандальной отставки Арсений Петрович начал свой президентский забег. И, дождавшись своего 35-летия, официально вступил в борьбу за президентское кресло. Правда, попытка Яценюка позиционировать себя как «новое лицо» украинской политики ничего, кроме смеха, не вызывает. Тем более что Яценюк, по оценкам аналитиков, — это фактически Ющенко-2.
Судите сами. Оба — «люди нового поколения». Просто Яценюк – вообще новый, а Ющенко – относительно новый (из банковской сферы и достаточно долго уклонялся от активной политики). Оба экономисты, которые удачно нашли себе покровителей. Для Ющенко таковым стал «родитель» гривни Вадим Гетьман, для Яценюка — сам Ющенко. Оба вошли в большую политику из кресла главы Нацбанка. Оба близки к «банковскому лобби» и, по информации СМИ, к группе Фирташа. Оба не умеют организовывать эффективное командное управление. «Команда Ющенко» была сформирована из мелких политических сил, не имеющих самостоятельной политической перспективы (и скандальное высказывание самого Ющенко о «подобранных на помойке» соратниках в этом смысле справедливо). Правда, у Яценюка и такой нет. И оба предавали своих бывших фаворитов, уходя от них «по-английски» — не прощаясь…
Да и в своей демагогии Яценюк Ющенко может фору дать. «При анализе личных политических качеств Яценюка невольно возникает ощущение, что имеешь дело с полномасштабным действующим макетом Ющенко. Скорее это новое (измененное и дополненное) издание Виктора Ющенко. Оно, безусловно, лишено некоторых бросающихся в глаза недостатков оригинала, — резюмирует политолог Василий Стоякин. – Арсений Петрович не злоупотребляет словосочетаниями «любі друзі» и «голубе мій сизий», не собирает трипольскую керамику. Однако эти черты частные и вряд ли будут влиять на его готовность и способность выполнять законы и заниматься государственным строительством, а не «розбудовою держави».

Автор: Алексей МАРКОВ