Богаты ли священники?

http://www.komunist.com.ua/article/6/1866.htm

      Человек мыслит стереотипами. Раз "китаец" - значит "маленький", раз "еврей" - значит "хитрый". Если "француз", то любит женщин и завтракает лягушками. Привычные ассоциации делают мир устойчивым и понятным. Если один из стереотипов взломать, развенчать, то человек невольно ощутит тревогу. Сложившаяся картина жизни нарушится, нависнет угроза над всем комплексом привычных отношений и человек с беспокойством начнет собирать воедино рассыпающийся внутренний мир. Вот почему так трудно бывает переубедить человека, так трудно проникнуть с непривычными мыслями в его ум и сердце - эти две самые неприступные крепости во Вселенной.
      Без особой надежды на успех я тоже попробую сказать несколько слов на тему, которая в народном сознании давно окаменела и своей неизменностью напоминает памятник.
      Эта тема - отношение к священству и, конкретнее, - богат ли священник? Тема важна уже потому, что долгие десятилетия, а может и столетия одно поколение как эстафету принимает от предыдущего миф о попе, который жаден и корыстен, который зачастую безразличен к вере и главной целью полагает личное благополучие. Он богатеет на безделии и обмане и, говоря словами св. Димитрия Ростовского, служит "не за Иисуса, а за хлеба куса". Образ такого священника прочно обосновался в фольклоре, например, в сказках. От народных до пушкинской "О попе и работнике его Балде".
      Конечно, справедливость требует признать, что дыма без огня не бывает, и сами стереотипы не возникают на пустом месте, в отрыве от реальности. Как говорил Вересаев, то, что выдумали о Пушкине, не могли выдумать о Гоголе. Весь вопрос в том, что стереотип отображает не всю действительность, а лишь часть ее, и многое неучтенное, незамеченное оставляет за скобками. Итак, кто он - священник, и богат ли он?
      Начну с того, что батюшка не производит материальных благ. Эта простая констатация факта для эпохи нарождавшегося социалистического движения звучала как обвинение в уголовном преступлении. Пафосом борьбы за права трудящихся, за достойную жизнь тяжко работающего человека отмечена целая эпоха в новейшей истории человечества. Эти чувства и мысли до сих пор можно считать одними из основных локомотивов истории. И как это часто бывает - энергия хлещет через край и доводит энтузиастов до преувеличенных и даже абсурдных выводов.
      "Мы, - писал в "Диалектике мифа" А.Ф. Лосев, - гоним попов за эксплуатацию, за то, что они, обладая большими знаниями и умея влиять на народ, подчиняют его своей власти, заставляя платить за те "утешения", которые от них получает. Но разве не то же делает и Шаляпин? Пользуясь своим талантом и умея влиять на народ, он извлекает из несчастного ремесленника или студента последнюю копейку, заставляя его идти в театр, слушать его пение и смотреть его игру".
      Логику борцов против эксплуатации Лосев доводит до абсурда. Действительно, из того, что священник - не производитель материальных благ, вовсе еще не следует, что он жирующий на чужом труде обманщик. Ведь к сфере производства не относятся также такие необходимые в обществе люди, как врач и учитель.
      На сходстве пастырского служения с этими двумя профессиями я бы хотел остановиться.
      В Евангелии от Луки говорится, что "великое множество людей приходило ко Христу послушать Его и исцелиться от своих недугов". Именно с этими целями вот уже две с лишком тысячи лет ходят люди в христианские храмы - "послушать и исцелиться". Люди слушают Небесное Учение о правильной жизни и врачуются благодатью. Церковь есть вселенское училище благочестия и вселенская же врачебница душевных (в основном) и телесных недугов. Само школьное и университетское образование, равно как и науки, среди которых находится медицина, - вышли из стен монастырей. Это хорошо известно всякому человеку, изучавшему историю. Отсюда ясно, что священническое служение - это служение лекаря и учителя, в их особенном, сакраментальном смысле.
      Священник не должен гнушаться грешником, как и врач - больным. Он должен быть чуток и внимателен к пастве, как учитель к своим ученикам. Ему как доктору и педагогу, и даже больше чем им, нужна любовь, чтобы исполнить все от него требуемое.
      Вы скажете: а где они, эти ваши чуткие и любящие, умные и жертвующие собой пастыри? А я отвечу вам вопросом на вопрос: а разве вы не встречали в своей жизни Учителей и Врачей - вот так - с большой буквы? Разве вы не знаете, что хорошее скрывается, а дурное лезет в глаза. Omnia preclara - rara. Все прекрасное - редко, говорили римляне. И значит нужно употребить труд, чтобы найти хорошее. Ищем же мы с вами хороших медиков-специалистов, если припечет, и не призываем к упразднению системы здравоохранения, а вкупе - и образования - несмотря на обилие негативных фактов. Вот так и с батюшками. Они есть, молитвенные и добрые, натерпевшиеся бед и умеющие сострадать, бескорыстные и милостивые. Только мы их не видим до тех пор, пока не озаботимся поиском.
      Мы, кажется, подобрались к ответу на вопрос: богаты ли священники? Мы не подошли к ответу в лоб, но подобрались сбоку. Если верно, что деятельность христианского пастыря в ряде своих черт существенно похожа на деятельность педагога и врача, то верен и вывод: священник, как правило, столь же "богат", сколь и представители этих двух - особых - профессий.
      Каждый может додумать этот тезис, развить его и довести до конкретных примеров из своей жизни. Особенно, если присмотрится к жизни учителей и врачей, живущих в глубинке, а не поспешит делать выводы из наблюдений за работниками Минздрава. Общий же вывод таков: в нашей нищей стране, в это сложное время среднестатистический священник не может быть богат по определению. Ведь огромное большинство священников управляет сельскими приходами, а как живет основная масса людей в разоренных реформаторами селах, всем известно. Приход в вымирающей деревне, где церковную службу посещают пять бабушек, быть богатым никак не может.
      Он, конечно же не бомж и не попрошайка(слава Тебе, Господи), но он и не "новый украинец", не нувориш. Если и попадаются среди них люди по-настоящему обеспеченные, то ничуть не чаще, чем среди тех же врачей, некоторые из которых, в основном, столичные эскулапы, сумели устроиться получше своих провинциальных собратьев. Хотя и в столице маленьких, бедных приходов - пруд пруди.
      Тот, кто врачует гноящиеся душевные раны и пытается рассеять мрак злобы и эгоизма, очень похож на тех, кто лечит больную плоть и сеет "разумное, доброе, вечное"...
Автор: Священник Андрей ТКАЧЕВ