Школьная падчерица

http://rg.kiev.ua/page5/article17463/

В последние годы тема физкультуры в школе становится все более мрачной. Факты смерти детей на уроках всколыхнули страну. Посыпалось немало предложений снизить нормативы, а то и вовсе изъять этот предмет из учебной программы. Так что же делать со школьным спортом?

В ГОДЫ моего детства и отрочества было весьма престижно носить на груди значок спортивного разряда. Причем мы могли выбирать секцию по душе, а у родителей не болела голова, где взять на занятия деньги.

Нынче жизнь изменилась. “Крутизна” обозначается пивом в руке и сигаретой в зубах. В школах, если и есть кто-то по вечерам, то это, как правило, вполне состоявшиеся люди, у которых хватает денег на аренду спортзала или платные секции. И это в больших школах, насчитывающих сотни учеников.

А ведь сейчас появилось немало учебных заведений (гимназий, лицеев, частных школ), которые занимают здания бывших садиков и других помещений, где спортзалы даже не предусмотрены проектом или не рассчитаны для занятий школьников. Как же там можно наладить спортивную работу хотя бы в рамках учебной программы и какая от нее эффективность?

С этими вопросами “РГ” обратилась к директору киевского Финансового лицея Юрию Шукевичу. Хотя лицей размещается в здании бывшего детсада и имеет ограниченные возможности для занятий спортом, его учащиеся не раз становились победителями различных турниров. Да и претензий у родителей по поводу “передозировки” детей физкультурой не возникает.

— Сегодня очень многое зависит от директора учебного заведения, — считает Юрий Владимирович. — Я убежденный сторонник здорового образа жизни, спорта и физической культуры. Сам продолжаю выступать в соревнованиях по легкой атлетике (Шукевич — чемпион Европы среди ветеранов. – Авт.). Поэтому большое внимание уделяю кадровому вопросу. Уже девятый год в лицее работает физруком Виктор Кочубей, тоже бывший легкоатлет. Он, как и я, энтузиаст, владеет “физиологией” спорта, физиологией организма. Мы очень разумно подходим к физической культуре.

В наш лицей принимают с пятого класса. К сожалению, 8 из 10 школьников уже в 10 лет имеют какие-либо отклонения по здоровью. В этом повинна нынешняя экология, малоподвижный образ жизни, недостаточное внимание родителей к физическому развитию ребенка.

По нашим школьным правилам детей от 14 лет и старше положено обследовать в поликлиниках. Мы же пытаемся за счет средств благотворительного фонда охватить медицинским обследованием всех учеников. Стараемся привлечь максимальное количество специалистов, чтобы знать как можно больше о ребенке.

Мы далеки от мысли, что можем здесь, в школе, значительно улучшить состояние здоровья учеников. Но мы просто обязаны не ухудшить! Поэтому если ребенок освобожден от уроков физкультуры, относится к подготовительной или спецгруппе, мы учитываем этот факт.

Но ребенок, 45 минут сидящий на скамейке во время урока физкультуры, — это тоже не выход из положения. Поэтому такие дети под нашим наблюдением выполняют несложные физические упражнения или играют в настольный теннис. При необходимости (если речь идет об опорно-двигательном аппарате, осанке) направляем ребят на курс лечебной физкультуры, которую проводит наш медработник Анна Дьяченко.

Что касается внешкольного спорта, то я считаю, что в нашей стране отсутствует престиж массовой физкультуры. Непонятно, что для этого делает профильное министерство. Я не вижу действий нашего министра молодежи и спорта Юрия Павленко, его усилий в области пропаганды физкультуры и спорта. Нет массовой системы информации, специальных телепрограмм. Возможности органов образования тоже весьма скромные.

Чтобы, к примеру, привлечь к пропаганде массового спорта спортсмена высокого класса, я должен заплатить ему немалую сумму. Максимум же, что я могу, — напоить чаем или угостить вкусным обедом. Почему же Минмолодьспорт и разные управления не приглашают спортсменов в школу для шефской работы?

У нас физкультура и спорт среди детей стали непрестижными.

Поэтому каждая школа погибает в одиночку или возрождается в одиночку.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ