Обязательное тестирование не обязательно

http://rg.kiev.ua/page5/article17460/

Образование

Не долго радовались мы тому, что Верховная Рада 21 января нынешнего года не проголосовала за принятие в целом законопроекта №4241, принятого в апреле 2009-го в первом чтении. Законопроект должен был узаконить введение системы внешнего независимого оценивания уровня знаний. Но за его принятие проголосовали 203 депутата при минимально необходимых 226. Также парламент отказался отправить законопроект на повторное второе чтение. Казалось бы, с внешним тестированием покончено, но вскоре Украинский центр оценивания качества образования выступил с разъяснениями, что решение народных депутатов для него не указ и тестирование в 2010 году будет проведено.

Итак, кто же прав?

Аргументы

ЧЕМ ЖЕ аргументирует Украинский центр оценивания качества образования свои выводы? Читаем информацию на его сайте: “...Законопроект в основном регламентировал проблемы информационной безопасности проведения внешнего оценивания и некоторые другие аспекты этого процесса”.

Чтобы быть объективным, давайте рассмотрим, что же на самом деле произошло с непринятием законопроекта №4241. Действительно ли он лишь “регламентировал проблемы информационной безопасности”? Основываясь на документах, ответим на вопрос: повлияет ли непринятие законопроекта №4241 на проведение внешнего тестирования?

Наше расследование

ВТОРЫМ пунктом первого раздела (І.2) законопроект №4241 предлагает дополнить абзацами 4-8 первую часть статьи 12 “Полномочия Министерства образования Украины и министерств и ведомств Украины, которым подчинены учебные заведения” Закона Украины “Об образовании”.

Оказывается, если бы законопроект №4241 обрел силу закона, то полномочия Минобразования расширились бы следующими пунктами. Читаем: “Министерство образования и науки устанавливает перечень учебных предметов и сроки проведения внешнего независимого оценивания знаний лиц, которые хотят получить высшее образование на базе полного общего среднего образования (далее — внешнее независимое оценивание);

- утверждает программы внешнего независимого оценивания в соответствии с учебными программами полного общего среднего образования, утвержденными в соответствии с законом;

- утверждает Правила проведения внешнего независимого оценивания;

- утверждает форму сертификата внешнего независимого оценивания;

- осуществляет контроль за проведением внешнего независимого оценивания;

- устанавливает порядок формирования и использования банков заданий для внешнего независимого оценивания”.

Этот же самый текст перекочевал и в Закон Украины “Об общем среднем образовании” (пункт ІІ.3 законопроекта №4241). Но самым кардинальным изменениям подвергся Закон Украины “О высшем образовании”. Он дополнен статьей 441 “Внешнее независимое оценивание знаний лиц, желающих поступить в высшее учебное заведение”, где в 11 пунктах разложено по полочкам, кто и как проводит внешнее независимое оценивание, утверждает перечень предметов.

Согласитесь, изменения явно не формальные, те, что “регламентируют проблемы информационной безопасности”, как утверждает Центр независимого оценивания качества знаний на своем сайте, они — основополагающие.

Но, напомним, законопроект №4241 не прошел. Так что теперь Министерство образования не имеет права на все вышеуказанные действия. Даже если они опираются на внутренние приказы министерства.

Тем не менее сторонники тестирования упорствуют. Почему же?

Почему?

– В НАШЕМ университете есть традиция, — рассказывает ректор Донецкого национального университета, академик Национальной академии наук Украины, профессор, доктор физико-математических наук, Герой Украины Владимир Павлович Шевченко. — Через неделю после начала занятий проводятся контрольные работы по основным предметам средней школы, необходимым для той специальности, на которую зачислен студент. И вот результаты: если до внешнего независимого тестирования 70-80 процентов первокурсников справились с заданиями хорошо, то сейчас их количество 15-20 процентов.

— Власти начали искать взяточников не там, где нужно, — убежден ректор Харьковского национального университета радиоэлектроники Михаил Федорович Бондаренко. — Тестирование вообще нужно отменить, так как эта система оту¬чает людей думать. С оценкой знаний абитуриентов учебные заведения справятся сами. А то уже поступают те, кто не может сложить одну вторую с одной третьей.

И снова тот же вопрос: почему у не¬учей оказались высокие баллы по результатам тестирования?

— Нас уверяли, что независимое тестирование вводится для того, чтобы обеспечить равные права выпускников на высшее образование, что это сделано для преодоления коррупции, — говорит Зоя Ивановна Тимошенко, доктор наук, проректор Европейского университета. — Но результаты тестирования таковы, что впору говорить о том, что коррупция не преодолена, она просто сменила место прописки. Иначе чем можно объяснить тот факт, что зачисленные на первый курс студенты с высокими баллами внешнего тестирования не имеют нужного уровня знаний.

Итак, что мы имеем? Либо действительно коррупция сменила адрес, либо принцип тестирования открыл двери зубрилам, а не мыслящим ученикам. И то и другое — явно не достижение реформы.

Что делать?

ИЗВЕЧНЫЙ вопрос. Учителя, родители и школьники в растерянности.

Центр оценивания качества знаний настаивает на том, что желающие поступать должны сдавать тесты. Министерство образования официально молчит, но по школам раздает указания готовиться к тестированию.

Видимо, одним непринятием закона в данном случае не обойтись. Члены Партии регионов, которые, как и коммунисты, не раз поднимали вопрос о запрете тестирования, должны более четко выразить свою позицию теперь. Ведь на том голосовании 21 января нынешнего года они в большинстве своем не голосовали. Это дает сторонникам тестирования основания полагать, что ПР в принципе за законопроект. Развеять иллюзии — задача “регионалов”, так же, как и довести дело до логического конца.
Ирина САМСОНОВА