Полет в Смоленск должен был стать поощрением от президента

Виктор АВДЕЕВ

http://2000.net.ua/2000/forum/aktualno/66172

Зарубежные журналисты, работающие в Польше, по электронной почте получают от пресс-бюро канцелярии президента Польши сообщения о возможности аккредитоваться для освещения мероприятий с участием главы польской державы. Такая же процедура предусмотрена и при заграничных визитах Леха Качиньского, но в таких случаях количество получивших аккредитацию представителей прессы сводилось к минимуму, только избранным доставались места в президентском самолете. Я отправил заявку накануне вылета президента Польши в Киев на инаугурацию Виктора Януковича, но получил вежливый отказ «в связи с ограниченным числом мест» в лайнере.
10 апреля на каждое место в президентском Ту-154 было несколько претендентов из числа ближайших сотрудников главы польского государства, депутатов сейма и сената, генералов, чиновников высокого ранга. Поэтому зарубежным журналистам никто не предлагал лететь в Катынь.
...СМС-сообщение о тарагической гибели польской делегации под Смоленском я получил во Львове, куда приехал накануне по делам.
Газеты без цветных фотографий кажутся зловещими
Катастрофа под Смоленском вызвала у поляков неподдельные скорбь и боль. Все телеканалы и радиостанции независимо от тематической направленности стали информационными и постоянно передавали горячие новости, связанные с трагедией.
11 апреля вышли спецвыпуски газет «Газеты выборчей», «Речи Посполитой», «Факта» и региональных изданий газеты «Польша», «Ежедневной юридической газеты» и Super Express. Большими тиражами были отпечатаны специальные бесплатные издания. На улицах городов их было роздано более полутора миллионов экземпляров. Без цветового оформления они выглядели непривычно, даже зловеще не только для молодежи, воспринимающей периодику исключительно разноцветной и яркой, но и для людей старшего поколения, читавших только черно-белую печатную продукцию.
Национальная трагедия мобилизовала журналистов всех польских СМИ, для большинства из них суббота была выходным днем. Телеканалы изменили программы и увеличили периодичность информационных выпусков, а на радиостанциях Radiо Zet и RMF FM новости шли беспрерывно.
И в последующие после катастрофы дни большинство польских СМИ старалось объективно информировать граждан о возможных причинах трагедии, не допускать появления в эфире непроверенных фактов.
Например, «Газета выборча» опубликовала материал собственного корреспондента в России Марцина Войцеховского из Смоленска «Пилоты решили: садимся!». Автор, ссылаясь на слова бывшего летчика-исстребителя, а ныне главного энергетика аэродрома «Северный» Алексея Корочнина, пишет, что летчикам не хватило 10—15 метров высоты. «Все говорит о том, что капитан президентского Ту-154 сам принял решение о посадке», — предполагал Корочнин.
На полтора часа раньше в Смоленске сел правительственный Як-40 с журналистами. Но, по свидетельству очевидцев, тогда туман был гораздо меньшим, а перед посадкой президентского самолета он опустился низко и застилал землю сплошной пеленой. «В таких условиях не следовало садиться», — считает бывший летчик.
Издание также отмечает, что в соответствии с летными правилами командир воздушного судна принимает решение о посадке и ни с кем это не согласовывает, даже если на борту находится глава государства. «Было ли так в этой ситуации? Не знаем. В самолете находились также начальник генерального штаба Войска Польского и командующий ВВС Польши. Консультировался ли с ними пилот? Неизвестно. Россияне уже сообщили, что причиной катастрофы наверняка не была неисправность самолета».
В «Газете выборчей» опубликована корреспонденция «Полет в Катынь должен был стать поощрением»— о том, как формировался состав польской делегации. «Все хотели лететь. За места в президентском самолете люди активно боролись», — говорит маршалок сената Богдан Борусевич. В частности, посодействовать включению в президентскую делегацию его просили несколько депутатов сената. В результате на борту Ту-154 оказались 96 человек: президент с супругой, 15 членов официальной делегации, 14 депутатов сейма и сената, 19 приглашенных президентом работников аппарата, 20 представителей организации «Катынские семьи», 4 представителя духовенства, 6 высших офицеров вооруженных сил, 9 сотрудников бюро охраны правительства и 7 членов экипажа.
Все польские СМИ отмечают искреннюю помощь российских властей в установлении причины катастрофы и идентификации погибших.
Премьер-министр России Владимир Путин вместе с премьер-министром Польши Дональдом Туском совместно решают проблемы, связанные с работой на месте трагедии польских и российских прокуроров и экспертов. Президент России Дмитрий Медведев посетил Посольство Польши в Москве и сделал запись в книге соболезнований. Медведев и Путин сообщили, что прибудут в Польшу на похороны Леха Качиньского и его супруги.
Не осталась незамеченной поляками и реакция простых россиян, для которых гибель польских граждан в авиакатастрофе на территории России стала личной бедой. Обозреватели отмечают, что случившееся под Смоленском дало толчок к тому, чтобы поляки и россияне взглянули друг на друга без предубеждений. Это может открыть новую страницу в российско-польских отношениях.
Катастрофа разрушила избирательный процесс
Президентские выборы в Польше должны были состояться в октябре 2010 г. Хотя президент Качиньский официально не заявлял о намерении баллотироваться на второй срок, поляки воспринимали его как одного из реальных претендентов на наивысший пост. Лех Качиньский погиб. Эта же катастрофа забрала жизнь и кандидата в президенты от партии «Союз левой демократии», вице-маршалка сейма Ежи Шмайдинского. Согласно конституции в случае смерти президента новые выборы должны состояться не позднее, чем через 60 дней после его кончины. Значит, теперь они пройдут не осенью, а в июне.
В программе Радио TOK FM независимый кандидат в президенты Анджей Олеховский заявил, что нынешняя президентская кампания должна существенно отличаться от предыдущих. После 10 апреля Олеховский сказал: «Нет никаких сомнений в том, что государство функционирует плохо. Почему? Если в одном самолете отправляется все командование воооруженных сил, то это плохое государство для военных».
«Нужно менять климат и стиль президентских выборов. Им должна предшествовать основательная дискуссия. Некоторым это покажется скучным, ведь не будет шариков, красивых девушек для фона, но это будет серьезным событием. Оно поможет зарубцевать те шрамы, которые появились у Республики Польша», — отметил Олеховский.
Катастрофа президентского самолета в одночасье лишила государство лучших высших офицеров, опытных депутатов сейма и сената. Такая потеря трудновосполнима. Но еще более ощутим урон, нанесенный политическим партиям накануне президентских выборов. Так, «Союзу левой демократии» вряд ли удастся найти в своих рядах человека уровня Шмайдинского.
Еще более сложное положение у партии братьев Качиньских «Право и справедливость». В Смоленске погиб политический костяк этой политсилы.
Политолог из Варшавского университета Вавжинец Конарский подчеркивает, что ситуация после катастрофы президентского самолета — беспрецедентна на мировом уровне, а ее последствия сейчас невозможно реально оценить. Конарский предполагал два наиболее вероятных варианта развития ситуации на правом крыле польского политикума.
Первый — катастрофа может стать настолько сильным ударом для лидера PiS Ярослава Качиньского, что брат президента уйдет из политики и тогда возможен распад этой партии.
Второй вариант — Ярослав возьмет на себя ответственность за реализацию символического политического завещания погибшего брата и откажется от намерения покинуть политику.
А пока в стране продолжается траур. Погибшие еще не преданы земле, и обсуждать политические проблемы не время.
Редакция и читатели «2000» выражают глубокие соболезнования польскому народу в связи с национальной трагедией.
Варшава
men_8282d 15.04.2010, 21:08
Нужно выполнять команды руководителя полетами и не губить пассажиров. Траур трауром, а нужно называть вещи своими именами. В трагедии виноват пилот или тот, кто давил на него. Несоблюдение правил приводит к подобным результатам, титулы и звания при катастрофе не спасут. Принцессу Диану тоже все жалели, но кто разогнал ее автомобиль до скорости в три раза превышающую разрешенную?
men_8282d 15.04.2010, 21:10
Нужно выполнять команды руководителя полетами и не губить пассажиров. Траур трауром, а нужно называть вещи своими именами. В трагедии виноват пилот или тот, кто давил на него. Несоблюдение правил приводит к подобным результатам, титулы и звания при катастрофе не спасут. Принцессу Диану тоже все жалели, но кто разогнал ее автомобиль до скорости в три раза превышающую разрешенную?