Ребенок не хочет учиться

http://rg.kiev.ua/page5/article17831/

Проблема, которую поднимает наша читательница, ведущая дневник, актуальна для многих семей. Как заставить сына или дочь учиться?

Пятница, 22 января

ЭТО БЫЛО год назад. Вечером ко мне пришла подруга.

— Ходила на собрание в школу — одно расстройство! — говорила она. — Сережка не хочет учиться. Лупить, что ли, парня каждый день?

— Не поможет. Тут надо разобраться.

— Да неинтересно ему — и все. У меня с сыном вообще-то хорошие отношения, но когда говорим об учебе — начинаются ссоры.

— Ты, наверное, давишь на него? Ругаешь?

— На меня в детстве никто не давил. Я была отличницей. Решила: пусть Сергей сам думает об уроках. Даже в дневник не заглядывала. А через месяц открыла — ужас! Ведь ему достаточно просмотреть перед уроком параграф в учебнике, и он может хорошо ответить. Но ленится.

Я повела подругу к психологу.

— Что именно вас беспокоит? — спросила она. — Не можете смириться с низкими баллами сына? Боитесь, что вырастет неучем? Не поступит в вуз? Стыдно перед знакомыми? Опасаетесь, что пойдет по кривой дорожке? Поделитесь этими страхами с сыном. Не его, а себя поставьте в центр разговора. Объясните свои эмоции, вызванные его плохой учебой. Он должен вас понять. Только не говорите высокопарные фразы о значимости школьного образования для дальнейшей жизни. Надо стать на место подростка. Сегодня бесполезно загружать голову ученика слишком детализированной информацией, чем грешат иные учебники. Она очень быстро устаревает. Важнее научить его самообразованию и выработать активную жизненную позицию.

— Уточните свою задачу: чего вы хотите от сына? — говорила психолог. — Развить его знания в точных науках, в гуманитарных? Освободиться от страха за его будущее? Воспитать настойчивость? Примите решение и выполняйте его вместе с ребенком. Ему необходим мощный мотив. Тогда он станет вашим союзником.

— А если он будет сопротивляться? — спросила подруга.

— Постарайтесь увидеть и его “правду”. Мы не властны над мыслями и чувствами другого человека, поэтому бесполезно их оценивать как хорошие или плохие. Лучше найти, в чем ваши интересы расходятся, а в чем совпадают.

Подруга начала действовать. Сказала сыну, что оценки сами по себе не самое главное в жизни человека. Важно личностно быть успешным. Поэтому надо по математике, с чем у Сережи хуже всего, найти репетитора. А по другим предметам они вместе определили, что трудно дается и как это устранить минимальными усилиями. Что-то стали “подтягивать” с папой и бабушкой, что-то с мамой.

А еще всей семьей решили: культурный человек прежде всего должен знать литературу и историю. Этому и уделяли больше внимания. Родители стали беседовать с сыном о прочитанных книгах. Ходили в кино. Все экранизаци пересмотрели!

Мама учла и такой совет психолога: ребенку каждый месяц нужна неделя морального отдыха от школы. Его проще организовать “по семейным обстоятельствам”. Для Сереги это было здорово! Он старался хорошо делать уроки, чтобы недельку “погулять”.

Прошел год. Мы опять сидим с подругой за вечерним чаем.

— Я думаю, — призналась она, — что ребенок больше развивается, когда сам чем-то увлечен. Мы вот начали даже писать рецензии на фильмы. У Сергея они получались лучше. Он брал информацию из Интернета об артистах, режиссерах и добавлял свои впечатления.

Словом, с учебой у мальчика все наладилось.

— Вот видишь, — резюмировала я. — Есть одно главное правило: с ребенком надо заниматься всегда! А мы сюсюкаем над ним только когда он маленький, а потом отстраняемся.

Среда, 3 марта

ТВОРЧЕСКОЕ развитие ребенка волнует многих родителей. Он еще в коляске, а они уже думают, в какую студию его записать.

Как определить способности малыша? Записывать на дополнительные занятия “везде и сразу”? Но это вызовет переутомление, а, может, и ненависть к тому или иному занятию. Железный режим дня, расписанный по минутам, способен расшатать нервную систему ребенка, которому часто хочется дома просто поиграть с любимыми игрушками.

Одна моя соседка услышала, что маленьких детей легко обучить иностранным языкам, и записала пятилетнюю дочь на английский, немецкий и испанский языки сразу. Зачем? Она еще и родной-то не освоила. Ребенка стали преследовать простудные заболевания. Мама искала причину. А они — в переутомлении, в ослаблении иммунитета, а не в сквозняках.

Так и хочется сказать молодым мамам и папам:

— Не гонитесь за модой. Не навязывайте ребенку свои несбывшиеся мечты. Он имеет право на собственное развитие. Конечно, вы желаете ему добра. Но в погоне за хорошим вы можете подавить индивидуальность ребенка, проглядеть его реальные способности, посчитав их несерьезными.

Как определить, чем заниматься сыну или дочери? Надо наблюдать за ним. Малыш часами сидит, рисуя каракули, хотя в целом он очень подвижный? Значит, ему это нравится. А каракули со временем приобретут определенную форму. Он научится хорошо рисовать. Надо развивать его способности, а не отбирать у него бумагу.

Есть студии для самых маленьких. Там используют так называемое пальчиковое рисование. Дети в восторге, хотя руки и одежда перепачканы в красках. Но это занятие не бесполезное. Оно прекрасно развивает мелкую моторику рук и подготавливает их к умению держать карандаши и кисти.

Если у вас дома часто звучит музыка, посмотрите, как ребенок реагирует на нее. Мой сын сызмала любил петь. Слова, правда, перевирал, но мотив звучал правильно. Значит, есть слух. В шесть лет его отдали в музыкальную школу. Неизвестно, станет ли он музыкантом. Но именно занятия музыкой сильно развивают у детей интеллект. Это научно доказано. Они по всем предметам успешнее учатся.

Ненавидит музыку? Поищите другое. Может, этому мальчику подходит конструирование, а девочке — игра в парикмахера.

Все дети талантливы, только каждый в своей сфере. Найдите это дело, и тогда ваш ребенок будет счастлив.
Татьяна Хлебникова