Эрзац-эпоха

http://rg.kiev.ua/page5/article17654/

ПОСЛЕДНЕЕ время часто вспоминается знаменитое китайское проклятие “Чтоб ты жил в эпоху перемен!” Появилось древнее изречение во время перестройки и прилипло к нашему современью, как пластырь. Есть в этом выражении такой ситуативный нюанс: перемены к лучшему априори отрицаются, иначе это не звучало бы проклятием. Опыт уже довольно продолжительного проживания в “эпохе перемен” подтверждает жестокость китайской мудрости — лучше все-таки жить в конце этих перемен, а не в самом начале, уж очень дискомфортно. Да и перспективы грядущей эпохи не то что туманные, а совсем даже конкретные — нас ждет эрзац-эпоха.

Когда в советское время говорили о “тлетворном влиянии Запада”, мы как-то пропускали это мимо ушей, тем более что вся страна была невыездной — где мы и где тот Запад... Что было главной ошибкой советской власти, надо было бы дать народу поездить по миру, посмотреть, сравнить. Глядишь, и выработался бы иммунитет. Спору нет, тяжелое было время, войн и революций наелись досыта, но все это было настоящее, натуральное, не суррогат. А сейчас даже “революции” — суррогат иностранного приготовления, мало чем отличающийся от импортной колбасы, в которой заменителей, красителей и имитаторов запаха больше, чем мяса. А уж суррогаты якобы культурного или политического происхождения вообще почти не съедобны, а то и откровенно ядовиты. Стоит просмотреть определенное количество голливудских фильмов, как сразу начитаешь понимать, что тебя откровенно дурят, подсовывая — за твои же деньги! — откровенный эрзац вместо натурального продукта.

“Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматического писателя” — это изречение Пушкина, ставшее отправной точкой для Константина Станиславского при создании им книги “Работа актера над собой”. Голливуд породил огромное количество предполагаемых обстоятельств при полном отсутствии правдоподобия чувствований. С одной стороны, это понятно для страны, где исторический эпос состоит всего из трех частей: гангстерский, завоевание Запада (вестерн) и гражданская война Севера с Югом. Скудновато, что и говорить. Зато экспансия этих исторических эрзацев идет на богатейшие в историческом и культурном отношении территории. Задача-то, по сути, простая: чтобы примитивное выживало, оно должно жить в примитивной среде. Вот нас и примитивизируют полным ходом. Для того и налажен конвейер “кумиризации” и героизации эрзацев.

Пока еще живо поколение, которое родилось и выросло в СССР и еще не умерло в независимой Украине, есть возможность сравнить. Кто был кумирами молодежи в СССР? Космонавты, ученые, актеры, певцы и поэты. Да-да, поэты! Они собирали стадионы слушателей, с их портретами выходили на праздничные демонстрации. Кто сейчас остался? Только актеры и певцы, но качественно другие. Да еще непонятная героическая профессия под названием “модель”. Это умение носить плохо скроенные тряпки по узкой дорожке подиума, одновременно приторговывая лицом, бедром и грудью в рекламной индустрии. Если актерская школа в той же России сохранилась, сохранила и театры, и режиссеров, то с певцами случилось уже, как мне кажется, непоправимое. Все эти “Ксюши в юбочке из плюша” размножились на манер инфузорий, с интеллектом инфузорий и с голосом инфузорий, то есть с полным их отсутствием. За них поет электроника. “Раскручивают” их папики-продюсеры. Никаких там музыкальных училищ или, не приведи Господь, консерваторий — конвейер сборки из готовых деталей. И огромное количество сопровождающих и обслуживающих этот конвейер глянцевых журналов и глянцевых телестудий, где частенько звучит слово “творчество”, но в основном в перерывах между обсуждением: кто с кем переспал, развелся, дал в морду, напился или наблевал в углу во время “светского” раута. Конвейер по вытягиванию денег из карманов предварительно оболваненной и оглупленной до неандертальского состояния молодежи. И никого из государственных мужей не интересует резонный вопрос: а что завтра будет в стране с таким населением? Кто работать-то будет? Мозгами или, на худой конец, руками? “Поющие трусы” будут работать? Они вам наработают...

Кто были наши герои? Те, кто в трудные и злые времена Родину отстоял от страшного врага. Александр Невский, Кутузов, советские солдаты, закрывающие грудью пулеметные амбразуры. Герои крайне необходимы любой стране. Важная их функция — воспитание молодежи на собственном примере. Тут, казалось бы, никаких суррогатов, заменителей быть не может по определению. Так казалось. А оказалось по-другому! Палачи собственного народа, привезенные в обозе вражеской армии, — вот кто теперь у нас носит официальное звание Героя Украины. Это что же, молодежь должна учиться лизать чужие сапоги или вешать молоденькую соотечественницу на пружинящем проводе, чтобы подольше мучилась, а потом назвать ЭТО “борьбой за независимость”? Однако ТАК воспитанная молодежь (да на ТАКОМ примере) и учителей может вздернуть. На том же проводе. Если “учителям” ТАКАЯ мысль в голову не приходила, считайте, что я подсказал. Пользуйтесь.
Евгений Коротков